«Сама идея погребения умерших сородичей зарождается еще в каменном веке, но в эпоху бронзы этот аспект мировоззренческой деятельности наполняется новым содержанием. В этом сложном комплексе представлений центральное
место занимала идея о том, что мир мертвых в общих своих чертах соответствует миру живых людей. Именно отсюда берет свои истоки традиция снабжать покойного всем необходимым для последующей жизни. Пища, орудия труда, посуда и оружие – вот те неизменные атрибуты, которые составляют погребальный инвентарь» [2,с.45].
С III тысячелетия до н. э., когда на территорию Южной Сибири проникает афанасьевское население, распространяется подкурганный обряд погребения. Участок, на котором расположены могилы, обносился каменной оградой, а затем сооружалась земляная насыпь. Покойных хоронили на спине с согнутыми в коленях ногами. В головах устанавливали сосуды с заупокойной пищей, а вдоль стенок могил помещали орудия труда. Афанасьевцы были скотоводами, поэтому состав погребального инвентаря включал не только орудийный набор, но сопровождался заупокойной пищей – мясом домашних животных.
Во II тыс. до н. э. на территории Южной Сибири формируется новое население, которое оставило памятники окуневской культуры. Подобно афанасьевцам, они хоронили своих умерших сородичей в грунтовых ямах, которые обносились оградой и перекрывались насыпью. Окуневцы знали не только скотоводство, но и продолжали традиции хозяйственной жизни, свойственные населению каменного века. Старое и новое органично сочеталось в рамках погребального обряда. Погребальные одежды и обувь были богато украшены зубами диких животных, а среди орудий часто встречаются каменные. В могилы ставили керамические сосуды и помещали медные изделия. Кроме того, стенки каменных ящиков, в которые укладывали погребенных, украшались рисунками антропоморфных существ и домашних животных. Сложные композиции передают отношение человека к окружающему миру, а точнее говоря – «картину» мироздания.
В середине II тыс. до н. э. на территорию Южной Сибири проникает андроновское население. Кочевники – коневоды, они в краткий срок освоили степные участки межгорных котловин. Как и их предшественники – афанасьевцы – они практиковали подкурганный обряд захоронения. Это были невысокие земляные курганы, под которыми находились глубокие могилы. Внутри могил сооружались деревянные рамы, которые сверху перекрывались накатом из толстых бревен. Внутри ямы помещали погребенных в скорченном положении на левом боку головой на юго-запад.
В эпоху поздней бронзы ирменское население стало хоронить своих покойных «на траве», не сооружая грунтовых ям, однако курганная насыпь по-прежнему возвышалась над могильным пространством. Это были уже земледельцы, которые верили, что после смерти душа переселяется в иной мир.
Башкортостан в конце ХХ-ХХ1 в
Башкиры как коренное население края, другие народы, населяющие современный Башкортостан, также прошли сложный и длительный путь исторического развития. Эпохальным событием на этом пути ярилось добровольное присоединение Башкирии к России в середине XVI в., что позволило покончить с территориальной и политической раздробленностью края и ...
Внешняя политика Японии на современном этапе
Япония занимает во всех происходящих геополитических изменениях и стратегических играх в Азии далеко не последнее место. Проще говоря, Токио расстается со своей прежней ролью статиста и намерен в будущем играть более активную роль в обеспечении региональной и собственной безопасности, что прежде было заботой Соединенных Штатов. Это связ ...
Умственные движения в северных странах. Эразм и Мор
Изучение древности, начатое итальянцами, стало в конце XV века распространяться за Альпами. Главный его представитель в первой трети XVI в.— голландец Эразм из Роттердама (1469— 1536), учившийся в Кёльне и Париже, потом живший в Лондоне и Оксфорде, побывавший в Италии и под конец жизни поселившийся в Базеле. Ученый с обширными разносто ...