Но радость объединения быстро сменилась отрезвлением. Уравнивание жизненных условий повлекло за собой «насильственное приобщение к господствующей идеологии» согласно Статье 23 Конституции и, следовательно, глобальные изменения в общественной системе ФРГ. Этот «прыжок в холодную воду с тонущего корабля» («Нойес Дойчланд») неизбежно вызвал напряженность в обществе и привел к разного рода коллизиям. Как бы там ни было, одно не подлежит сомнению: согласно правилам экономического здравого смысла объединение было чистым безумием, политической и финансовой авантюрой, чреватой непредсказуемыми последствиями. «Величайший экономический и социальный эксперимент, на какой когда-либо отважились в Западном мире» (Вернер Вайденфельд», породил целый поток сложных проблем, как для восточных, так и для западных немцев.
По-настоящему убедительные альтернативные варианты, в которых бы учитывались все особенности ситуации, предложены не были. Тот, кто закрывает глаза на тот факт, что граждане ГДР жаждали в первую очередь не свободы, а возможности жить в соответствии с западными стандартами, едва ли сможет составить правильное представление об обстоятельствах, сопутствующих объединению. Естественно, Коль прекрасно понимал, что лишние голоса на выборах ему (и его партии) не помешают. Однако, нет никаких доказательств того, что более медленная и менее дорогостоящая процедура объединения протекала бы проще и беспрепятственнее. Никто не смог предугадать масштаб трудностей, поскольку с ними ожидали столкнуться, главным образом, в материальной, но никак не в психологической сфере. Основная их причина сводилась к различиям в образе жизни и менталитете.[13]
В октябре 2010 года Германия отметила 20-ю годовщину объединения. Многие на Западе и на Востоке страны встретили эту дату со смешанными чувствами. Надежды, которые жители бывшей ГДР связывали с падением Берлинской стены, так и не сбылись. Их беспокоит, что «на протяжении последних лет несправедливые и антисоциальные реформы ведут к ухудшению социально-экономической ситуации и падению уровня жизни граждан». Как свидетельствуют итоги репрезентативного опроса 1000 жителей восточных и западных федеральных земель, проведенного институтом «Форза», ожидания большинства бюргеров от развития Германии после воссоединения не оправдались. После падения стены 71 процент жителей бывшей ГДР надеялись на улучшения условий жизни. 20 лет спустя 46 процентов заявили, что их надежды так и не сбылись. Каждый четвертый житель востока ФРГ считает, что до 1989 года ему жилось лучше. Лишь 39 процентов опрошенных полагают, что в результате объединения Германии они выиграли. В своих невзгодах жители восточных земель винят прежде всего политику федеральных властей. В западных землях повышения уровня жизни в результате объединения Германии ожидали 52 процента. Но лишь 40 процентов респондентов завялили, что их ожидания сбылись. Итоги социологического опроса свидетельствуют о том, что почти 20 лет спустя после объединения Германии восточные и западные немцы демонстрируют отчужденность по отношению к друг другу. Что касается контактов на человеческом уровне, то лишь 21 процент западных немцев имеют знакомых на востоке страны. Для восточных немцев этот показатель составляет 33 процента. Но был один вопрос, в котором и западные и восточные немцы проявили завидное единство мнений. В том, что объединение Германии принесло им больше потерь, чем выгод. Западные немцы недовольны тем, что приходится платить «налог солидарности», который направляется на развитие восточных земель. А на востоке люди не в восторге от того, что уровень безработицы на территории бывшей ГДР почти вдвое выше, чем на западе. К тому же, 20 лет спустя после объединения страны должностные оклады, тарифные ставки и пенсии на востоке значительно отстают от западного уровня. А правительство ФРГ отказывается от их выравнивания на том основании, что это пока невозможно обеспечить экономически.[14]
Немецкий психолог Уве Мюллер, причем, надо сказать, что это западногерманский политолог, назвал сверхкатастрофой германского единства экономические последствия объединения. Он писал не так давно: «Этот счастливый случай германской истории обернулся экономическим бедствием. Половина страны сидит на игле финансовой помощи из старой ФРГ, как наркоман. Ни в одной стране мира, за исключением Ватикана, нет такой относительно низкой рождаемости, как в восточногерманской части нашего общества. Несколько высокотехнологических предприятий не меняют общей картины, тем более, что их не хватает, чтобы прокормить территорию с 15 миллионами населения. К тому же инвестиции сокращаются. В итоге Восточная Германия вновь отстала по доходам на душу населения от Португалии и Греции, которых она обогнала в середине 90-х годов. На новые земли Берлина приходится около 40 процентов зарегистрированных безработных, хотя там живет лишь каждый пятый немец. К тому же статистика не охватывает еще почти 30 тысяч челночников, которые по существу работают на западе Германии».[15]
Опричнина Ивана Грозного и ее последствия
Непосредственному переходу к опричнине предшествовал ряд тяжелых поражений русских войск, а также бегство Андрея Курбского в Литву, вызванное ожиданием опалы. Неожиданно для всех в декабре 1564г. царь покидает Москву, забрав с собой семью, придворных и казну. Через месяц из Александровской слободы он присылает в столицу грамоту, в котор ...
Чарльз Бэббидж
Изобретатель первого в истории настоящего компьютера (так до конца и не реализованного) родился в 1791 году в городе Тинмуте на юго-западе Англии в семье банкира. Он был слабым ребенком и до 11 лет учился дома. С детства он интересовался математикой (предпочитая чтение математических книжек художественной литературе!), любил механически ...
Начало развития железнодорожного строительства и его влияние на экономику
стран западной Европы.
Первая паровая железная дорога Ливерпуль - Манчестер была открыта в 1830 г. С этого времени началось быстрое развитие железнодорожного транспорта. Затем железнодорожное строительство начали одна за другой европейские страны:
1832-1833 гг.- Франция, Сен-Этьен-Лион, 58 км;
1835 г.- Германия, Фюрт - Нюрнберг, 7 км;
1835 г.- Бельгия, Брю ...