Древнейшие клады Кыргызстана были зарыты в землю примерно три тысячи лет тому назад. В то далекое время обширные пространства Приуралья, Сибири, Казахстана и частично Средней Азии были населены родственными племенами с яркой и самобытной культурой бронзы, получившей название андроновской (по месту находки первого памятника у с. Аидроново близ Ачинска).
В настоящее время довольно хорошо изучены процессы развития и упадка общества эпохи бронзы, его общественная организация, религия и другие явления, связанные с поступательным движением истории. Было установлено, что эпоха бронзы являлась периодом разложения первобытнообщинного строя. Хозяйство было комплексным: земледелие, скотоводство, металлургия. Металлургия получила довольно значительное развитие и выделилась в профессиональное ремесло. Сами андроновцы, как показало изучение черепов, найденных в древних могилах, были европеоидами. Во главе семьи стоял мужчина, однако женщина занимала также довольно высокое положение. Существовал культ огня, жители поклонялись солнцу, верили в загробную жизнь, обожествляли предков. Конец эпохи бронзы (X—IX вв. до н. э.) был ознаменован тем, что по всей степной полосе Евразии, включая территорию Кыргызстана, возникло кочевое скотоводство.
Основными видами памятников эпохи бронзы на территории нашей республики являются поселения, погребения, наскальные изображения и клады. Если погребений и поселений эпохи бронзы открыто еще мало, то по количеству найденных кладов, причем довольно богатых, Кыргызстан занимает первое место в среднеазиатском регионе. Только на сравнительно небольшом пространстве (от с. Садовое на западе до Пржевальска на востоке) найдено девять кладов.
Первые три клада были обнаружены еще в конце XIX века на Иссык-Куле. Они хранятся в Государственном историческом музее и в Музее антропологии МГУ в Москве (см. приложение, рисунки 1-4,11) .
1. Тюпский клад. Из четырех предметов. Найден в 1884 г. на берегу Тюпского залива. Был передан Н. Н. Пантусовым в Археологическую комиссию. Хранится в Государственном историческом музее.
2. Каракольский I. Найден в том же году около Пржевальска (Каракола). В кладе было четыре предмета.
3. Преображенский. Из 7 предметов. Найден в конце XIX в. у с. Преображенское (ныне с. Тюп). Два последних (названный выше и этот) клада собрал профессор Сорокин и передал в Музей антропологии при МГУ.
4. Сокулукокий I. Первый крупный клад, был найден в 1938 г. на правом берегу р. Сокулук у одноименного села при строительстве моста. Клад содержал семнадцать предметов.
5. Сокулукокий II. Найден в 1958 г. при зачистке откосов распределителя оросительной системы на землях колхоза «Дружба». Насчитывал 15—17 совершенно одинаковых серпов.
6. В 1953 г. был найден клад из 16 предметов близ с. Садовое.
7. Каракольский II. Изумительной сохранности и красоты пять кинжалов с навершиями в виде архара и лошади составили клад, найденный в 1966 г. в Пржевальске.
Эти ценнейшие клады, кроме первых трех, хранятся в республиканском Историческом музее в г. Бишкеке.
Сравнительно недавно найдено еще два клада эпохи бронзы (оба хранятся в Музее Института истории АН Республики Кыргызстан).
8. Шамшинский. О нем подробно будет рассказано ниже.
9. Туюкский. Из десяти предметов. Найден в с. Туюк Иссык-Атинского района в 1977 г.
Все эти девять кладов датируются финалом эпохи бронзы, т. е. XII—IX вв. до н. э. /5/.
Большинство кладов включали самые различные предметы, в основном оружие и орудия труда. Среди них вислообушные топоры, наконечники копий, долота, лопаты, серпы, кинжалы, ножи, рыболовные крючки. В землю скрывали и предметы туалета, например, бронзовые зеркала, заколки для волос. Здесь же прятали различного типа бляшки с петлями и без них, кольца, слиточки металла и другие предметы.
«Столыпинская», Дума
Создание третьеиюньской системы, которую олицетворяла третья Дума, наряду с аграрной реформой было вторым шагом превращения России в буржуазную монархию (первым шагом была реформа 1861 года).
Социально-политический смысл сводится к тому, что цезаризм был окончательно перечеркнут: Дума «крестьянская» превратилась в Думу «господскую».
1 ...
Установление контрреволюционной диктатуры
После расстрела демонстрации буржуазное правительство в союзе с меньшевистско-эсеровским ЦИК Советов начало преследовать большевистскую партию, которую именно в эти дни В.И. Ленин с великой гордостью охарактеризовал как «ум, честь и совесть нашей эпохи».
Власти организовали погром в помещениях ЦК партии и типографии «Правды», запретили ...
Влияние русской революции 1905 г. Подъем освободительной борьбы
монгольского народа
В конце XIX — начале XX в. в Монголии обостряются социальные противоречия.
К этому времени решающее значение приобрела тенденция превращения Монголии в сырьевой придаток мирового капиталистического рынка. В связи с этим изменились масштабы и методы деятельности китайского торгово-ростовщического капитала, превратившегося в компрадорску ...
