При производстве работ были обнаружены медные вещи, а именно: 2 медных котла, 2 медных стола, 2 медных подсвечника, 1 статуэтка — модель коровы. Вышеперечисленные предметы были сданы того же числа в отделение милиции Иссык-Кульского района (см. приложение, рисунок 10).
Чельпекский.
В августе 1976 г. молодые люди из с. Чельпек, расположенного в 8 км южнее Пржевальска, в обрыве оврага у села случайно обнаружили комплекс бронзовых предметов (см. приложение, рисунок 12). Обстоятельства находки и порядок взаиморасположения предметов клада выяснил археолог Д. Ф. Винник: «На глубине 1,5 м находился стол, на нем лежали фигурки женщин, боковины котлов и мелкие обломки железного (чугунного) котла. Все эти вещи были перекрыты культурным слоем, состоящим из глины с примесью золы. Рядом со столом обнаружены следы костра, фрагменты лепной керамики, железного котла и кости барана» /7/.
Все эти три клада датированы III-I в до н.э. /4/.
Каменский.
Вначале 50-х годов прошлого века жители с. Каменка (ныне с. Джаркимбаев) ловили сетями знаменитого иссык-кульского чебачка. Сети ставили всего в 30—40 м от берега, где глубина едва достигала трех метров. Вдруг сеть за что-то зацепилась. Один из рыбаков нырнул и обнаружил на дне глубоко погруженный в ил предмет, похожий на круглый «металлический щит» (скорее всего, это был венчик большого котла). Извлечь котел из плотных донных отложений не удалось, зато внутри из заполняющего его ила были извлечены восемь предметов: четыре комплекта кольчатых удил, наконечник копья со втулкой, долотовидный инструмент с ушком и втулкой, дисковмдное зеркало и кинжал с брусковидным навершием и бабочковидным перекрестием. Все предметы были отлиты из бронзы и не представляли ценности для рыбаков. Клад датирован V в. до н. э. В настоящее время все восемь предметов Каменского клада хранятся в Музее кафедры археологии Московского государственного университета.
Дарханский.
В 1982 г. нам в руки попал еще один «подводный» клад. Нашел его колхозник из с. Дархан Джеты-Огузокого района ветеран войны Тойтобай Маалиев. Он ловил рыбу с лодки в затоне у родного села метрах в 20—25 от берега.
Вдруг Тойтобай заметил на дне полуприкрытые песком компактно лежащие странные предметы. Спрыгнул в воду и достал два кинжала, котелок, крупный обломок боковины большого котла. Все вещи были бронзовыми. Удачливого рыбака охватила «золотая лихорадка». Только дома, подпилив кое-где напильником и постучав слегка зубилом, Т. Маалиев убедился, что найденные предметы не золотые (см. приложение, рисунок 14). Клад был сдан в милицию. Он датируется VI—V вв. до н. э.
Долинский.
В 1987 г. инструктор водолазов Пржевальской детской морской школы В. П. Савинов на дне озера близ с. Долинка нашел еще один кладик. Он состоял из тонкостенного небольшого котла со сферическим дном, заполненного слитками бронзы, и грибовидных заполнений отверстий литников, отбитых от массивных уже вынутых из формы предметов. Долинский клад неказист, здесь нет радующих глаз предметов художественного литья, но он бесценен для науки. Слитки бронзы и заполнения отверстий литников, через которые в формы заливают жидкий металл, являются ни чем иным, как отходами бронзолитейного производства. А это значит, что иссык-кульские кочевники сами отливали какую-то часть найденных здесь прекрасных изделий из бронзы, в том числе такие массивные, как жертвенники и котлы /8/.
В. П. Савинов передал Долинский клад в фонды Пржевальского краеведческого музея.
Религия.
Свобода, по Калиновскому – своя земля, невысокие налоги, защита только своей страны, недолгая служба в армии, и – своя религия, своя вера.
Такой верой для белорусского мужика является униатство.
«Не один уже, может, позабыл, что отец его был праведной униатской веры, и никогда уже не вспомнит о том, что обратили его в схизму, в правос ...
Дворец-замок.
Приблизительно в конце четвертого тысячелетия до Р.Х. комплекс зданий, предназначенных для размещения и функционирования центральной власти- дворец фараона или номарха – приобретает ту особую архитектурную форму, которая сохраняется потом в течение большей части третьего тысячелетия. ...
Партизанское движение в Белоруссии. Крестьянская война
В начале войны борьба крестьян приобрела характер массового оставления сел и деревень и ухода населения в леса и районы, отдаленные от военных действий. И хотя это была еще пассивная форма борьбы, она создавала серьезные трудности для наполеоновской армии. Французские войска, имея ограниченный запас продовольствия и фуража, быстро стали ...