В хозяйстве крестьян того времени огромную роль играли промыслы, составлявшие в совокупном доходе двора до 20%. Из них в первую очередь стоит отметить рыболовство (в том числе в специально вырытых и зарыбленных прудах), бортничество, изготовление деревянной и глиняной посуды, смолокурение, железоделание и т.д.
В XV в. в России начинается подъем городов, который способствует развитию промыслов и ремесел. Возникают новые виды ремесел, например, пушечное дело (пушки впервые упомянуты в 1382 г.), литье серебряной монеты и т.д. Мастера объединялись в артели, дружины или «братчины». Как правило, их члены жили на одной улице или городском конце. Они имели свои приходские церкви и обладали особыми судебными привилегиями.
Организация ремесленного производства находилась в рамках уровня простой кооперации, но в XV в. начали возникать новые переходные формы типа казенных мануфактур, обеспечивающих нужды царского двора и армии.
Правительство царя Михаила Романова способствовало развитию отечественного ремесла и промыслов. Особо расцвело как отрасль хозяйства садоводство. «Висячие сады» в селе Коломенском называли «Восьмым чудом света». В дворцовом хозяйстве были открыты первые мануфактуры: 1616 – Хамовный двор, 1614–27 – Оружейная палата (преобразована в мануфактуру), 1632 – Бархатный двор, 1634 – первый в России стеклянный завод, 1637 – Пушечный двор. С 1630 г. начинается казенная добыча руды в Зауралье, в 1631 г. основан первый Нерчинский завод по выплавке железа, в 1633 г. открывается первый медеплавильный завод. В 1620 г. в Москве открыт Печатный двор – первая общегосударственная типография, тиражи которой по тем временам считались массовыми – до тысячи экземпляров.
Хамовные (текстильные) дворы, например, характеризуют следующие особенности:
· отсутствие четкой ремесленной специализации, выполнение хамовной повинности связывалось с владением в слободе двора и земельного участка;
· население не было закрепощено; была возможность заниматься торговлей и другими промыслами (предоставление льгот);
· производство не было связано с рынком, носило убыточный характер, не выходило за рамки вотчинного хозяйства.
Хамовные дворы, являясь национальной формой организации ремесла, претерпели эволюцию от уровня индивидуального производства на дому до становления замкнутого производства с попредметным разделением труда в специальном помещении, то есть от рассеянной до смешанной и централизованной мануфактуры.
Наряду с казенными в XVII в. появились купеческие мануфактуры (металлообработка, кожевенные, керамические и текстильные), где преимущественно использовался вольнонаемный труд (крестьян на оброке). Наемный труд применялся и в ремесленном производстве (захребетники и подсуседники).
Развитие ремесла сопровождалось усилением его территориальной специализации. К ХVII в. складывается ярко выраженная территориальная структура экономики. Образуются следующие ремесленные центры:
· Тульско-Серпуховский район, Устюжна, Тихвин, Заонежье, Устюг Великий, Урал и Западная Сибирь – центры по производству железа.
· Тула – оружейное производство;
· Ярославль, Нижний Новгород, Ржев, Псков, Смоленск – обработка льна и производство полотна.
Сельское хозяйство и торговля
После революции почти полностью были ликвидированы феодальные отношения в деревне. Земли дворян — сторонников Испании и католической церкви — были конфискованы и переданы буржуазии и фермерам.
Развивались торговое земледелие и торговое животноводство, огородничество и садоводство. В земледелии утвердились многополье и плодосменная сист ...
История развития архивного дела в Киевской Руси
Поскольку история становления архивов тесно связана с исторической наукой, периодизация возникновения архивохранилищ пересекается с этапами становления и развития государственности.
Особо тесно переплетаются история государственного аппарата управления и история становления архивного дела.
На сложном, многоплановом фоне развития отече ...
Усиление нажима на кальвинистов в 20-е – 60-е гг. XVII в.
20-е годы XVII века прежде отмечены завершением Религиозных войн. французские кальвинисты – гугеноты - были сторонниками швейцарского церковного реформатора Жана Кальвина, выступавшего, как и Мартин Лютер в Германии, против догматов Католической церкви. Большинство протестантов являлись выходцами из «третьего сословия» – провинциальной ...