До зари египетской цивилизации Средиземное море было разделено на два больших залива длинным перешейком, соединявшим современные Тунис и Италию, проходя через острова Сицилию и Мальту. Необъятное кольцо лесов окружало море с каждой стороны, а на месте Нила была цепь обширных лагун и лесов, простиравшихся до самого моря. Европейская фауна смешивалась с североафриканской; расы альпийского Средиземноморья переплетались с сомалийской и берберской – в своего рода бескрайний Эдем.
Некий катаклизм в период между 10.000 и 8.000гг. до Р.Х. вызвал радикальные изменения: мост между Тунисом и Италией разрушается, оставляя клочки – Мальтийский архипелаг; в северной Африке необъятные леса резко сокращаются; бесчисленные лагуны исчезают, уступая место скалистой и песчаной пустыне. Нил начинает формировать свое русло, похожее на гигантскую змею, выползающую из сердца Африки и спускающуюся на тысячу километров вдоль Красного моря, впадая наконец в средиземное.
Между 8.000 и 5.000гг. до Р.Х. продолжаются процессы переселения народов через Верхний и Нижний Египет: они двигаются из Азии, из центральной Африки и с Запада, быть может – уцелевшие жители легендарной Атлантиды. Но земля Нила становится все менее гостеприимной: тиски пустыни неумолимо сжимаются, а разлив великой реки превращает в илистое болото каждую пядь обитаемой земли. И именно здесь в четвертом тысячелетии разовьется необыкновенный народ, способный регулировать илистые воды на километровых пространствах, координировать сельскохозяйственные работы на тысячах гектаров, создавать города и поселки, давая таким образом начало невиданно большому организованному обществу среди всех существовавших до той поры. Бледные аналоги подобного опыта, обнаруживаются только в Месопотамии. Трудно установить происхождение этих обществ, не обращаясь к исчезнувшему континенту Атлантиды, описанному Платоном три тысячи лет спустя. Шесть тысяч лет назад избранный народ расселился в двух больших зонах с контрастными характеристиками: Верхний Египет, тянущийся вдоль Нила с юга на север на сотни километров, и Нижний Египет – вдоль бесчисленных каналов Дельты, растянувшихся примерно на сто пятьдесят километров.
Верхний Египет, т.е. Египет к югу от Сфинкса, имеет полосу земли более узкую и менее щедрую; и его обитатели, сталкиваясь с трудностями жизни, замыкались на проблемах собственного существования.
Нижний Египет, наоборот, был землей щедрой, плотное население которой постоянно контактировало с другими народами, используя бесчисленное множество путей, все более благоприятствующих торговой и морской активности. Как следствие, здесь наступил расцвет общества открытого, независимого, живущего в постоянном брожении умов.
Жилые и рабочие поселения развиваются, прежде всего, в Нижнем Египте. Они все отличаются собственными символами, почти всегда имеющими образ обычных животных. Эти символы ассоциируются с персональным видением образа одного божества и становятся эмблемой правящего семейства.
Первые известные нам города появились именно в Нижнем Египте, где примерно 22 поселения имели своего «помазанника», т.е. царя, освященного помазанием святым оливковым маслом и украшенного ливийским плюмажем. Первыми городами, доминирующими во всей Дельте, стали Саис и, еще более, Метелис – большой центр, куда поступало золото из Нубии (1500 км на юг) и дерево из Сирии ( 1000 км на северо-восток).
Впоследствии Леополь, выросший у подножия Сфинкса, ключевой город между Нижним и Верхним Египтом, перенял роль стратегического и коммерческого главенства.
От политической мощи произрастает религиозное значение, тесно связанное со всеми видами деятельности того времени. Так, с ростом Леополя, древнее святилище, напротив которого он вырос, превратилось в священный город. Этот город, который греки позже назвали Гелиополь ( город солнца), стал основой религиозного и социального объединения, т.к. с необходимостью унификации норм и стандартов для торговли между Верхним и Нижним Египтом, возникла также нужда в единообразии религиозных культов, в конце концов, глубоко прочувствованная всеми египтянами.
Политические оппоненты Сунь Ятсена. Движение за "новую культуру"
Обострение классовой борьбы в Китае и влияние революций, развертывающейся в соседней России, содействовали распространению революционной идеологии. Но конституционные монархисты не собирались без боя уступить революционерам руководящую роль среди передовой китайской интеллигенции. Началась острая полемика между революционными и либераль ...
СССР в первые послевоенные годы 1945-53 гг.
С окончанием Великой Отечественной войны советский народ получил возможность приступить к мирному созидательному труду. Предстояло возродить сотни разрушенных городов и поселков, восстановить железные дороги и промышленные предприятия, поднять материальный уровень жизни людей. Основные приоритеты и направления развития страны определял ...
Король Артур и рыцари Круглого Стола
В памяти человечества существуют три Артура — Артур исторический, Артур легенд и Артур рыцарских романов, причём один образ плавно перетекает в другой. Образ Артура исторического связан с событиями, происходившими в римской или, точнее, постримской Британии.
Около 550 г. монах Святой Гильдас написал сочинение "О разорении и завоев ...