Если в условиях проживания существовали серьезные различия между высшими и низшими классами, то это не относилось к семейной жизни. Единобрачие было нормой в Древнем Египте. Только фараон мог позволить себе иметь один и более гаремов.
Жизнь была основана на глубоко осознанных устойчивых семейных связях, даже после того, как отцовский авторитет уступил место равенству прав и обязанностей всех членов семейства. Фактически, в 2700-2500 гг. до Р.Х. когда, впервые в истории, патриархат и право первородства были заменены равноправием, мать никогда не теряла свою роль богини семейного очага, другими словами – «домашней богини Исиды»; укрепилось взаимное уважение, а почитание отца и сыновняя привязанность к матери оставалась главными достоинствами на все последующие века.
Если пороки и моральные изъяны были присущи человечеству во все времена, то в Египте семейные идеалы и моральные принципы стали общими для всех, даже для фараона. Об их исполнении все египтяне должны были представить отчет в загробном мире, в момент, когда душа проходила суд, в который они твердо верили. Мужу напоминают: «если ты мудр, оставайся дома, нежно люби свою жену, лелей и одевай ее хорошо, а так же ласково успокаивай ее и выполняй ее желания. Если ты будешь далек от нее, твоя семья развалится, поэтому раскрой ей свои объятия, позови ее, покажи ей всю свою любовь».
Начиная уже с 2400 г. до Р.Х. на настенных росписях мы видим сцены, где жена всегда рядом с мужем, со всеми их детьми, даже когда он принимает своих подчиненных, участвует в празднествах и танцах, во время рыбной ловле с гарпуном на Ниле или охоты с бумерангом в болотах и на краю пустыни. В конце дня мы видим супругов, играющих вместе в игру, напоминающую современные шахматы. Даже там, где преобладала племенная власть и жена не была столь влиятельной, супруги были соединены нежным чувством привязанности и причастны к той большой любви, что связала Исиду с Осирисом.
Это священное семейное единство достигло высот человечности с преобразованиями Эхнатона, ставшего вместе со своим семейством идеальным примером для всех, наглядным доказательством всеобъемлющей любви к Атону, отраженной в семье. Божественная связь, таким образом, соединила все семьи между собой и семьей фараона.
Через пять столетий эта духовность снизилась, и семейное единство существовало, в первую очередь, лишь с точки зрения экономических интересов и удобств. Брак стал просто контрактом между отцом невесты и ее будущим мужем, а затем и между непосредственно заинтересованными сторонами. С первыми признаками заключительного упадка, иноземные традиции и социальные и религиозные кризисы все более ослабляют эмоциональные и религиозные связи в семье.
Выкупные платежи
Ссуда, выданная правительством помещику за землю, ложилась на крестьян как казенный их долг.
При выдаче землевладельцу казенной ссуды банковыми билетами вычитался казенный долг, лежавший на имении. Мы видели, что таких долгов, лежавших на заложенных имениях, к 1861 г. накопилось до 450 млн. До сих пор выкупная операция потребовала из к ...
Планы проведения крестьянской реформы
Александр II высказал два исключающие друг друга положения, отнюдь не успокоившие московских крепостников. С одной стороны, царь заявлял о своем нежелании отменить крепостное право, с другой - указал на необходимость все же осуществить эту реформу. Однако это выступление нельзя рассматривать, как начало подготовки реформы. Во-первых, са ...
Авторитарно-бюрократический стиль руководства партии в области науки,
искусства и культуры.
С середины 20-х годов особое значение приобрела идеологизация всех направлений культурного развития. Сущность классового подхода к общественным явлениям была усилена культом личности Сталина. Принципы классовой борьбы должны были отражаться и в художественной жизни страны.
Усилился авторитарно-бюрократический стиль руководства наукой, ...