Ещё в анналах цензоров 154 года до н.э. Кассия (лат. C. Cassius) и Мессалы (лат. M. Messalla) и консула в 133 году до н.э. Луция Пизона (лат. Lucius Calpurnius Piso Frugi) написано, что целомудрие в Риме уничтожено. Гораций, например, писал, что женской морали в Риме не найти, а Овидий - "целомудренна та, которой никто не домогался". Сенека младший писал, что "кажется, женщины имеют мужей, чтобы соблазнять любовников", а Тацит восхваляет германцев за то, что они не соблазняют и не позволяют себя соблазнить.
Женщин, обвинявшихся в нарушении целомудрия, если отсутствовал общественный обвинитель, по старой традиции должны были судить родственники. Так, Катон Старший выражает мнение, что муж вправе безнаказанно убить жену, если застанет её изменяющей ему, женщина же не может даже посметь коснуться неверного мужа. Другие тексты говорят о праве отца, но не мужа, убить прелюбодейку и её любовника в своем доме или доме зятя, муж же имел право убить любовника жены, но лишь, если тот был актёром или вольноотпущенником, и сразу развестись с женой.
По указанию императора Веспасиана Сенат постановил, что женщины, которые вступили в связь с рабами, должны считаться рабынями. Несовершеннолетняя невеста (до 12 лет), "уведённая в дом" будущего мужа, по закону не отвечала за прелюбодеяние, совершённое до наступления прав жены. Лишь после рескрипта Септимия Севера и Каракаллы ответственность за прелюбодеяние распространилась на невест, "потому что не дозволяется оскорблять ни какой бы то ни было брак, ни надежду на брак".
По закону Августа все сексуальные отношения с замужними вне брака (даже если пара была помолвлена) и конкубината нарушали закон и наказывались ссылкой на остров, если доказывалась измена и инцест (отношения между родственниками, не разрешённые законом), то лат. deportatio - пожизненная ссылка, также отбиралось имущество и гражданские права. Однако, при этом совместное проживание без доказательства сексуальных отношений не наказывалось. Измена мужчин с проститутками, актрисами и прочими порочными женщинами (лат. probnosae) юридически не наказывалась.
Такие нравы осуждали, например, стоики (Музоний Руф (лат. Musonius Rufus), I век н.э.), которые обличали измену вне зависимости от того, кто её совершил, и выступали против такой двойной морали римлян. Однако традиционно большинство женщин всё же воспринимало поведение мужей как должное, считая, что мужчины имеют большую сексуальную свободу.
Политический строй
Говоря о политическом устройстве России той эпохи, дореволюционные историки, как правило, подчеркивали существенную его особенность по сравнению с политическим строем западноевропейских государств. Так, славянофилы отрицали наличие в XVI-XVII вв. в России самодержавной власти и указывали на участие «земли» (земских соборов) в управлении ...
Внешняя политика России во второй половине XIX в
Крымская война повлекла за собой серьезные изменения на международной арене. Свидетельством ослабления царизма была продажа в 1867 г. Соединенным Штатам Америки Аляски, освоенной русскими людьми и более 100 лет принадлежавшей России. Богатейший котиковый промысел под видом аренды фактически полностью захватили американцы. В 1875 г. япон ...
Крестьянский вопрос
Понятно, что остзейская эмансипация не могла быть желательным образцом для разрешения крепостного вопроса в коренных областях России. Благомыслящие и знакомые с положением дела люди думали, что лучше не возбуждать вопроса об освобождении крестьян, чем разрешать его по-остзейски. Однако вопрос обсуждался в правительственных кругах. Прави ...