Проблема просветительства всегда была актуальна, о чем свидетельствует то, что к нему обращали свои взоры историки, литераторы, экономисты, географы и т.д. В ходе нашего исследования мы ознакомились с работами некоторых исследователей[6]. Среди этих работ наибольший интерес представляет работа С.Н.Маркова «Идущие к вершинам». В монографии рассказывается о жизни и деятельности выдающегося исследователя Средней Азии Чокана Валиханова. Особое внимание уделяется не только детству и юности Чокана, т.е. жизни, быту, обычаям, нравам, царившим в тот период в Казахстане, но и немало любопытных страниц о путешествии П.П.Семенова на Тянь-Шань, о жизни ссыльного Ф.Достоевского. Автор документально подтверждает ту большую и крепкую дружбу, что связывала их и многих передовых русских людей с казахским народом, с его национальным героем Чоканом Валихановым.
Монография К.Джумагулова «Ибрай Алатынсарин» посвящена анализу и оценке всей творческой деятельности одного и основоположников казахской литературы нового направления И.Алтынсарина, данная на фоне общественно-исторической и культурной жизни казахского народа второй половины XIX века.
В работе К.Джумагулова1 раскрыта социально-экономическая и политическая обстановка, которая обусловила демократические, прогрессивные взгляды Ибрая Алтынсарина, благотворное влияние передовой, прогрессивной культуры и прежде всего русского народа. Безусловно, оказали влияние на его творчество и прогрессивные тенденции культуры и среднеазиатских народов.
В книге показана многогранная деятельность И. Алтынсарина: общественная деятельность неутомимого труженика на ниве просвещения, создателя и организатора первых русско-казахских светских народных школ, специальных отраслевых ремесленных училищ, библиотек, клубов и других культурно-просветительских учреждений; пропагандиста научных знаний; учителя и автора первых учебников на казахском языке, написанных русским алфавитом.
Мукаш Каппасарович Илюсизов в своей книге «Экономические воззрения Чокана Валиханова» показал социально-экономические условия Казахстана после присоединения к России (60-е годы XIX столетия). Краткая биография и общественно-политические взгляды на экономическое развитие казахского народа Ч.Ч.Валиханова. особенно хорошо отражены взгляды Чокана об условиях и значении кочевого скотоводства, о значении земледелия, промышленности и торговли для кочевых народов.[7]
А.С.Сыздыков в своей монографии «Педагогические идеи и просветительская деятельность И.Алтынсарина»[8] детально с использованием большого количества документов отражает основные этапы просветительской деятельности Ибрая Алтынсарина. Отдавая должную дань наследию, оставленному поэтом-просветителем, педагогом-энтузиастом Ибраем Алтынсариным, автор использовал большое количество трудов просветителя.
«Юные мои друзья! оглянитесь, -
Ведь, соседи ваши – далеко впереди.
Поспешите и вы за ними!
Мы, старики, в темноте прожили свой век…
Вам, юным друзьям, уступаем дорогу.
Наше благословение вам, -
Творите добрые, святые дела![9]
В своей книге доктор исторических наук, профессор Беймбет Бабиктеевич Ирмуханов исследует исторические взгляды выдающихся мыслителей, творческое наследие которых, придало важный импульс интернационализации исторических наук. Работа содержит и краткое описание исторических взглядов великого казахского ученого XIX в. Ч.Ч.Валиханова, а также размышления автора о проблемах отечественной истории [10].
Ораз Амангалиевич Сегизбаев – автор философских наук, профессор, известный специалист в области истории мировой и казахской философии в 2001 году выпустил книгу «История казахской философии: От первых архаичных представлений древних до философии развитых форм первой половины ХХ столетия»[11]. В книге показаны исторические предпосылки и закономерности казахского просвещения. А также большой объем посвящен основоположнику казахского просвещения Чокану Чингисовичу Валиханову; Ибраю Алтынсарину и его роли в развитии философской культуры Казахстана; Абаю Кунанбаеву, его творческой биографии. В работе удачно использован историко-генетический метод исследования в сочетании с системно-структурным анализом, что дало автору возможность вполне доступно изложить довольно сложные проблемы.
«Столыпинская», Дума
Создание третьеиюньской системы, которую олицетворяла третья Дума, наряду с аграрной реформой было вторым шагом превращения России в буржуазную монархию (первым шагом была реформа 1861 года).
Социально-политический смысл сводится к тому, что цезаризм был окончательно перечеркнут: Дума «крестьянская» превратилась в Думу «господскую».
1 ...
Вече
Формально высшим органом государственной власти было вече – собрание всех полноправных граждан республики. В Новгороде оно проходило либо на Ярославском дворе (западный берег реки Волхов), либо около Софийского собора (восточный берег), а в Пскове на площади Троицкого собора. И князь, и посадник, и любая группа граждан могли созвать веч ...
Поход князя Ивана Потринеева 1459г
В 1459 году московский великий князь Иван III Васильевич посылает снова на Хлынов рать под командованием Ивана Юрьевича Патрикеева. Ему удалось взять Котельничь и Орлов, и осадить Хлынов. Осада затянулась Хлыновцы стали голодать, и только благодаря этому признали над собой власть Москвы. Вятская земля официально вошла в состав Московско ...