Однако и во второй половине ХIХ в. развитие школьного образования проходило в трудных условиях. Так, реформы, проводимые во всей империи (1848, 1861 и др.), не привели в Словакии к созданию системы национального просвещения. Наиболее характерной чертой политики в области школьного дела после 1849 г. была германизация, а начиная с конца 60-х годов, определяющими стали мадьяризаторские тенденции. Государственная идеология, выраженная понятием "венгерский политический народ" фактически объявляла приоритетным воспитания населения без различия национальностей исключительно как граждан Венгерского королевства. На этом фоне особенно серьезной победой словацких национальных сил стало открытие (согласно указу 1861 г. австрийских властей) трех словацких гимназий. Однако в 1875 г. они были закрыты, а число начальных школ, в которых обучение велось на словацком языке, неизменно сокращалось.
ХIХ в. занимает особое место в процессе становления словацкого искусства. Внимание художников, отказавшихся от системы возвышенной культуры Барокко, направляется на повседневную жизнь, трудности и радости бытия, на связь человека с природой.
Во время длительного пребывания в России развил мастерство портретиста Ян Ромбауер (1782- 1849). Его портреты являются наиболее значительным достижением в этом жанре в первой половине ХIХ в. Заметным явлением в изображении пейзажа стали работы Карола Марко (1791- 1860), получившего образование в Вене и работавшего в Италии.
В 40-е годы ХIХ в. в словацкую художественную жизнь приходит новое поколение творцов. Из них наибольшей известности достигли Клеменс и Богунь, воспитанники пражской академии искусств. Свою творческую программу они последовательно и сознательно связали с народной основой.
Йозеф Божетех Клеменс (1817- 1883)- автор ряда портретов чешских патриотов и словацких будителей(например, Милана Годжи, 1846). Петер Михал Богунь (1822- 1879) писал портреты, изображал народные типы в национальных костюмах, создавал исторические многофигурные композиции. Наиболее известен его портрет Яна Францисцы как повстанца- добровольца. В 50-е гг. в своих поисках он склоняется к реализму. В центре его внимания оказываются люди из окружения его семьи, представители словацкой интеллигенции.
Развитие культуры и науки в Словакии во второй половине ХIХ в. было связано с деятельностью Словацкой Матицы. За короткий период существования помимо ежегодника за счет ее средств было опубликовано множество книг на словацком языке, хрестоматий, разного рода учебников, литературных альманахов. Кроме того, велся сбор исторических документов, гравюр, архивов выдающихся деятелей словацкого национального Возрождения, нумизматической коллекции, коллекций минералов, национальных костюмов, предметов обихода, и что особенно ценно- библиотеки. К моменту роспуска Матицы она насчитывала более 10 тыс. томов. Создав несколько секций (филологическую, литературную, философско- юридическую, математико- природоведческую, истории музея), она заложила основы многих направлений современной науки.
Словацкая литература в последней трети ХIХ в. вплоть до первой мировой войны развивалась под знаком реализма. С призывом отражать реальную жизнь, быть верными действительности выступило поколение Светозара Гурбана-Ваянского, Йозефа Шкультеты, Ярослава Влчека, Павла Орсага- Гвездослава.
Почти всеми жанрами пытался овладеть поэт, прозаик, критик и историк С. Гурбан-Ваянский( 18 -19 ). Его повести и романы многосюжетны, со сложной композицией, насыщены национально- патриотической и морально-этической проблематикой. Несмотря на то, что его творческий путь был подвержен взлетам и падениям, Гурбан-Ваянский внес значительный вклад в словацкую литературу.
Певцом родного края стал поэт, переводчик Гвездослав(18 -19 ), творивший в глухой словацкой провинции и прославлявший словацкую деревню, яркую обрядовость народных празднеств. В его больших циклах в то же время сделана попытка раскрыть глубокий и противоречивый мир человека.
В начале ХХ в. новое поколение писателей, излюбленным жанром которых был рассказ, стало видеть в литературе инструмент познания человека, его духовной жизни. Сторонники Словацкой модерны во главе с поэтом Я. Есенским и И. Краско стремились преодолеть отсталость, изолированность словацкой культуры, поднять ее на европейский уровень. Важной чертой литературной, да и всей общественной жизни этого периода стали контакты с чешскими интеллектуалами.
Третья договорная грамота Новгорода с Великим князем Ярославом Ярославичем[15]
Приглашая нового князя, Новгород заключал с ним формальный договор, определявший права и обязанности первого. Одним из таких договоров и стал договор Новгорода с князем Тверским Ярославом Ярославичем в 1270 г.
Договорная грамота начинается и заканчивается «целованием креста», т.е. клятвой князя в том, что он будет соблюдать все положен ...
Предпосылки и история возникновения исследовательского интереса к
археологическим ценностям
Наверное, нет такого человека, который отказался бы найти клад. В нашем обыденном представлении это понятие ассоциируется с понятием «сокровище», то есть с несметным богатством. Тема клада стала «бродячей» в фольклорном творчестве многих народов мира. Древние сокровища окутывались таинственностью и мистикой, связанными с потусторонней, ...
XV в. - конец ордынского ига, возвышение княжества
Московского, образование Великорусского государства
Город Владимир утратил реальные основания для значения великокняжеской столицы. Батыев разгром и позднейшие удары татарской силы падали своею тяжестью на восточные, более заселенные и зажиточные области Великороссии. Население заметно отливает от них к западу, к Твери и Москве. С начала XIV века заметен подъем этих «младших» городов. Ме ...
