В ходе освобождения Франции от фашистских оккупантов летом 1944г. власть перешла к возглавляемому генералом Де Голлем Временному правительству, в котором участвовали все основные группировки сопротивления, включая коммунистов. Во Франции установился временный режим, существовавший вплоть до принятия в 1946 г. конституции Четвертой республики. Политическая обстановка в освобожденной Франции определялась огромным влиянием движения Сопротивления, подъемом антифашистского, демократического и рабочего движения, ростом дружеских чувств к Советскому Союзу, который сыграл решающую роль в победе над фашизмом. Правые партии, дискредитировавшие себя поддержкой правительства Виши, сотрудничавшего с оккупантами, а также радикальная партия, которая в годы войны распалась и не участвовала в движении Сопротивления, потеряли прежнее влияние. На первый план выдвинулись антифашистские, демократические группировки. Самой крупной политической партией Франции стала Коммунистическая партия - активный боец против фашистских оккупантов и режима Виши. В 1945 г. в нее входило более 900 тыс. человек, в два с половиной раза больше, чем до войны. Коммунисты имели преобладающее влияние в самом крупном профсоюзе Франции - Всеобщей конфедерации труда (ВКТ), стоявшей на позициях классовой борьбы. В 1946 г. численность ВКТ достигла наивысшего в ее истории уровня - 5,5 млн. членов. Она была в 7 раз больше, чем численность второго общенационального профсоюзного центра - Французской конфедерации христианских трудящихся, отстаивавшей принципы классового сотрудничества и насчитывавшей тогда 750 тыс. членов.
Коммунистическая партия, руководство которой возглавлял М. Торез, считала, что неотложные задачи, стоявшие перед Францией, заключаются в восстановлении экономики, обеспечении демократических прав и свобод, проведении независимой внешней политики. Их осуществление требовало сплочения всех патриотических сил. Компартия предлагала провести в жизнь программу Национального совета Сопротивления (НСС), предусматривавшую наказание вишистских изменников, повышение жизненного уровня трудящихся, частичную национализацию промышленности и банков, установление "подлинной экономической и социальной демократии, предлагающей устранение финансовых и экономических олигархий от руководства экономикой".
В движении Сопротивления сумела укрепить свои позиции Социалистическая партия, лидером которой вновь стал Л. Блюм. В первые послевоенные годы ее численность составляла около 350 тыс. членов, больше, чем до войны. Социалисты поддерживали программу НСС, входили в состав руководства ВКТ и первоначально высказывались за единство действий с коммунистами. Оставаясь на позициях социал-реформизма, они тем не менее называли себя марксистами, утверждали, что стремятся к уничтожению капитализма и ликвидации классов. Помимо коммунистов и социалистов влиянием в массах пользовалась та часть буржуазии, которая принимала участие в движении Сопротивления.
В ноябре 1944 г. группа католических деятелей Сопротивления организовала новую партию - Народно-республиканское движение (МРП). Характерной особенностью доктрины МРП являлось сочетание идей движения Сопротивления с социальным католицизмом. Признавая программу НСС, лидеры МРП подчеркивали необходимость "структурных реформ": частичной национализации банков и промышленности, а также "реформы предприятия" в духе классового сотрудничества, при "участии" рабочих в управлении. Партия МРП выражала интересы буржуазии, считавшей необходимыми социальные реформы, для того чтобы избежать революции. Вместе с тем ее поддерживали и другие слои населения: с одной стороны, многие участники Сопротивления, трудящиеся, привлеченные обещаниями социальных реформ, с другой - католики (особенно крестьяне), видевшие в МРП наследницу католических традиций. Исключительным авторитетом пользовался глава Временного правительства генерал Шарль де Голль. Многие французы считали его главным организатором Сопротивления, "спасителем" и "освободителем Франции". Де Голль надеялся вернуть Франции ее величие при помощи сильного государства, способного к проведению социальных реформ и независимой внешней политики. К числу необходимых реформ де Голль относил частичную национализацию промышленности и банков, государственный контроль над экономикой, развитие системы социального страхования. Многочисленные сторонники де Голля, именовавшие себя голлистами, сначала не были оформлены в особую политическую партию. Распространение влияния голлистов и МРП показывало, что в среде французской буржуазии происходит поворот от традиционного экономического либерализма, отстаивавшего принцип невмешательства государства в экономику, к буржуазному реформизму и "дирижизму", которые предусматривали государственное регулирование экономики и проведение социальных реформ. Вместе с тем во Франции продолжали действовать противники «дирижизма», выражающие интересы более консервативных групп буржуазии. Их точку зрения защищали созданная в 1946 г. правая "Республиканская партия свободы" (ПРЛ) и отчасти Радикальная партия.
Социально – экономическая жизнь
Формирование Запорожской Сечи как своеобразной формы казацкой государственности после Люблинской унии вступило в новую фазу. Столица днепровской вольницы в разное время располагалась в разных, но хорошо защищенных природой местах. Так, после Хортицы она находилась на острове Томаковка (60-е гг. XVI в. – 1593 г.), затем – на р. Базавлук ...
Население и религия.
Население Египта сегодня превышает 65 млн.человек и ежегодно возрастает на 1,3 млн. В Каире сейчас живут 17 млн человек, что соизмеримо с численностью населения в 50-х годах. Арабизированные потомки древних египтян составляют 90% населения. К этническим меньшинствам относятся нубийцы, а также бедуины и другие кочевые племена. 80% насел ...
Социально-экономическая и национальная политика советского государства
(1921-1941 гг.)
После безуспешной попытки в 1920 г. продолжить политику “военного коммунизма”, но на своеобразных “гражданско-коммунистических”, - рельсах, осознания угрозы потери власти на Х съезде РКП (б) в марте 1921 г. советское руководство приняло решение о замене разверстки продналогом. Это стало первым шагом в переходе к новой экономической поли ...