Не замеченный царским правительством вначале, мюридизм скоро окреп и вырос в грозную силу. «Положение русского владычества на Кавказе внезапно изменилось, — пишет цитированный выше Р. Фадеев, — влияние этого события простерлось далеко, гораздо дальше, чем кажется с первого разу»[23]. Мюридизм сделался для горцев мощным оружием. Лозунги газавата, священной войны с угнетателями, дали выход ненависти, накопившейся против завоевателей и местных феодальных владетелей и содействовали объединению разноплеменного населения Северо-восточного Кавказа. В религиозной оболочке сказывались стихийность, неоформленность крестьянского движения, отсутствие ясного понимания своих задач. Религиозная форма движения, возглавлявшегося мусульманским духовенством, затемняла классовый смысл мюридизма и способствовала позднее его распаду. Одним из главных вдохновителей и сторонников этого движения за освобождение простых горцев и был имам Гази-Магомед. Ему суждено было погибнуть смертью достойной настоящего дагестанца – не изменив своим идеалам, своему народу и товарищам. Опасаясь паломничества на могилу имама, его похоронили подальше от Гимров — в Тарках. Гази-Магомед хотел лишь одного — постичь прекрасную сущность Создателя. Мечтал преобразить свою несчастную родину, откинув завесу людских заблуждений и несовершенств. Он искал путь чистый и верный. Но стоило ему поделиться своей мечтой с другими, как вспыхнули на его пути ненависть, вражда и война. Гази-Магомед прожил недолгую жизнь, но в памяти потомков он остался великим имамом, заложившим краеугольный камень единения горских народов.
[1] Кровяков Н. Шамиль. – М., 1990. С. 10.
[2] Там же, С. 11.
[3] Казиев Ш.М. Имам Шамиль. – М., 2001. С. 26.
[4] Павленко П.А. Шамиль. – Махачкала, 1990. С. 20.
[5] Там же, С. 21.
[6] Чичагова М.Н. Шамиль на Кавказе и в России. – М., 1991. С.20.
[7] Мухаммед-Тахир. Три имама. – Махачкала, 1990. С. 10.
[8] Казиев Ш.М. Имам Шамиль. – М., 2001. С. 34.
[9] Там же, С. 36.
[10] Там же. С. 36.
[11] Казиев Ш.М. Имам Шамиль. – М., 2001. С. 37.
[12] Павленко П.А. Шамиль. – Махачкала, 1990. С. 14.
[13] Там же, С. 15.
[14] Казиев Ш.М. Имам Шамиль. – М., 2001. С. 47.
[15] Там же, С, 47.
[16] Там же, С.49.
[17] Там же, С. 49.
[18] Там же, С. 51.
[19] Там же, С. 53.
[20] Кровяков Н. Шамиль. – М., 1990. С. 21.
[21] Мухаммед-Тахир. Три имама. – Махачкала, 1990. С. 20.
[22] Казиев Ш.М. Имам Шамиль. – М., 2001. С. 56.
[23] Кровяков Н. Шамиль. – М., 1990. С. 18.
Развитие предпринимательства в 16 веке
На таком историческом фоне разворачивалась деятельность российских предпринимателей в XVI веке. Учитывая сложность обстановки, эта деятельность представляет особый интерес, хотя за прошедшее столетие в организации этого процесса произошло не так уж много изменений.
В конце XVI века вотчинное ремесло вытеснялось более свободным городски ...
Майкл Фарадей
ФАРАДЕЙ, МАЙКЛ (Faraday, Michael) (1791-1867), английский физик. Родился 22 сентября 1791 в предместье Лондона в семье кузнеца. С 12 лет работал разносчиком газет, затем учеником в переплетной мастерской. Занимался самообразованием, читал книги по химии и электричеству. В 1813 один из заказчиков подарил Фарадею пригласительные билеты на ...
Кузьма Минин
Предки Кузьмы Минина происходили из Балахны – небольшого поволжского городка в окрестностях Нижнего Новгорода. Жители Балахны издавна кормились соляным промыслом. Кузьма Минин не получил доли в соляных промыслах, и ему пришлось искать свой путь в жизни. В юности он не раз сопровождал отца в его поездках в Нижний Новгород, где близко поз ...