Не замеченный царским правительством вначале, мюридизм скоро окреп и вырос в грозную силу. «Положение русского владычества на Кавказе внезапно изменилось, — пишет цитированный выше Р. Фадеев, — влияние этого события простерлось далеко, гораздо дальше, чем кажется с первого разу»[23]. Мюридизм сделался для горцев мощным оружием. Лозунги газавата, священной войны с угнетателями, дали выход ненависти, накопившейся против завоевателей и местных феодальных владетелей и содействовали объединению разноплеменного населения Северо-восточного Кавказа. В религиозной оболочке сказывались стихийность, неоформленность крестьянского движения, отсутствие ясного понимания своих задач. Религиозная форма движения, возглавлявшегося мусульманским духовенством, затемняла классовый смысл мюридизма и способствовала позднее его распаду. Одним из главных вдохновителей и сторонников этого движения за освобождение простых горцев и был имам Гази-Магомед. Ему суждено было погибнуть смертью достойной настоящего дагестанца – не изменив своим идеалам, своему народу и товарищам. Опасаясь паломничества на могилу имама, его похоронили подальше от Гимров — в Тарках. Гази-Магомед хотел лишь одного — постичь прекрасную сущность Создателя. Мечтал преобразить свою несчастную родину, откинув завесу людских заблуждений и несовершенств. Он искал путь чистый и верный. Но стоило ему поделиться своей мечтой с другими, как вспыхнули на его пути ненависть, вражда и война. Гази-Магомед прожил недолгую жизнь, но в памяти потомков он остался великим имамом, заложившим краеугольный камень единения горских народов.
[1] Кровяков Н. Шамиль. – М., 1990. С. 10.
[2] Там же, С. 11.
[3] Казиев Ш.М. Имам Шамиль. – М., 2001. С. 26.
[4] Павленко П.А. Шамиль. – Махачкала, 1990. С. 20.
[5] Там же, С. 21.
[6] Чичагова М.Н. Шамиль на Кавказе и в России. – М., 1991. С.20.
[7] Мухаммед-Тахир. Три имама. – Махачкала, 1990. С. 10.
[8] Казиев Ш.М. Имам Шамиль. – М., 2001. С. 34.
[9] Там же, С. 36.
[10] Там же. С. 36.
[11] Казиев Ш.М. Имам Шамиль. – М., 2001. С. 37.
[12] Павленко П.А. Шамиль. – Махачкала, 1990. С. 14.
[13] Там же, С. 15.
[14] Казиев Ш.М. Имам Шамиль. – М., 2001. С. 47.
[15] Там же, С, 47.
[16] Там же, С.49.
[17] Там же, С. 49.
[18] Там же, С. 51.
[19] Там же, С. 53.
[20] Кровяков Н. Шамиль. – М., 1990. С. 21.
[21] Мухаммед-Тахир. Три имама. – Махачкала, 1990. С. 20.
[22] Казиев Ш.М. Имам Шамиль. – М., 2001. С. 56.
[23] Кровяков Н. Шамиль. – М., 1990. С. 18.
Положение французских кальвинистов в царствование Людовика XIV
Царствование Людовика XIV, чье заявление - "государство - это я" достаточно выразительно говорит об утвердившейся во Франции классической форме абсолютизма. Его торжество сопровождается огромным ростом влияния на политику государства католической церкви. Духовенство оставалось первым в государстве сословием, самым могущественн ...
Внешняя политика Японии на современном этапе
Япония занимает во всех происходящих геополитических изменениях и стратегических играх в Азии далеко не последнее место. Проще говоря, Токио расстается со своей прежней ролью статиста и намерен в будущем играть более активную роль в обеспечении региональной и собственной безопасности, что прежде было заботой Соединенных Штатов. Это связ ...
Измена
Ещё в анналах цензоров 154 года до н.э. Кассия (лат. C. Cassius) и Мессалы (лат. M. Messalla) и консула в 133 году до н.э. Луция Пизона (лат. Lucius Calpurnius Piso Frugi) написано, что целомудрие в Риме уничтожено. Гораций, например, писал, что женской морали в Риме не найти, а Овидий - "целомудренна та, которой никто не домогался ...