Насколько преследование гугенотов было делом популярным во Франции, можно видеть из языка, которым говорили о нем знаменитейшие писатели того времени, не только духовные, но и светские.
Боссюэт называет уничтожение гугенотства во Франции «чудом наших дней». «Возьмите священные ваши перья, — восклицает он, — вы, которые пишете летописи церкви, поспешите поставить Людовика подле Константина и Феодосия!».[8] С таким же экстазом говорят об этом событии Флешье, Бурдалу и другие современные светила церкви французской. Янсенист Арнольд, забывая преследования, которым подвергались его единомышленники, говорит, что меры, употребленные против гугенотов, немного насильственны, но не несправедливы.
Мадам де Севинье пишет своему знакомому: «До сих пор драгуны были очень хорошими миссионерами — проповедники которых посылают теперь закончить дело. Вы видели, без сомнения, эдикт, которым король уничтожает Нантский. Нет ничего лучше того, что он содержит, и никогда ни один король не сделал и не сделает ничего более славного». Спустя несколько недель она писала: «Теперь всякий сделался миссионером, особенно чиновники и правители провинций, поддерживаемые некоторым количеством драгунов: это — величайшее и прекраснейшее дело, какое когда-либо было выдумано и исполнено».[9]
Лабрюйер, считавшийся либералом, восхвалял Людовика XIV за «изгнание ложной религии, подозрительной, враждебной монархии»; благодушный Лафонтен написал стихотворение в честь эдикта, благодаря которому «побеждено заблуждение и истина царствует над всей Францией».
Из светил века Людовика XIV только фортификатор Вобан представил Лувуа мемуар, в котором выставлял печальные последствия отмены Нантского эдикта и предлагал немедленно восстановить его, но мемуар этот остался гласом вопиющего в пустыне.
Положение французских кальвинистов в царствование Людовика XIV
Царствование Людовика XIV, чье заявление - "государство - это я" достаточно выразительно говорит об утвердившейся во Франции классической форме абсолютизма. Его торжество сопровождается огромным ростом влияния на политику государства католической церкви. Духовенство оставалось первым в государстве сословием, самым могущественн ...
Техника и технология обработки
металла в древности. Технологические особенности изготовления древнерусских
замков
Основным источником для воспроизведения техники производства служат археологические памятники. Русские кузнецы использовали кузнечные горны, сопла, наковальни, молотки, клещи, напильники, зубила и множество другого инструмента. Инструмент кузнеца имел развитые, рационально разработанные формы и конструкции, некоторые из которых сохранил ...
Реформы Избранной рады: причины, содержание, итоги
Едва вышедши из малолетства, ещё не имея 20 лет, царь Иван с необычайной для его возраста энергией принялся за дела правления. Бурное московское восстание после пожара в июне 1547г. произвело сильное впечатление на юного царя. Стало очевидной необходимостью существенной перемены во внутренней политике московской власти. Тогда по указани ...