Наскальные рисунки -
ценнейший источник знаний современного человека о жизни других поколений в бесписьменные времена. Этот древнейший вид изобразительной деятельности донес до нас свидетельства сложного процесса формирования мировоззрения первобытных обществ. Рисунки эпохи бронзы широко распространены по всей территории Евразии. В каждом из регионов они имели свои специфические особенности, которые отразились в предпочтении тех или иных сюжетов, а также в приемах изображения, формировавших различные стили.
Из всего комплекса разновременных изображений, наскальные рисунки эпохи бронзы на территории Южной Сибири выявляются, главным образом, в сопоставлении с изображениями из так называемых «закрытых комплексов», погребений, относящихся к кругу культур эпохи бронзы. Среди них своего рода «эталонами» могут служить гравировки на плитах погребальных каменных ящиков окуневской культуры (могильник Черновая VIII и рисунки в каменных ящиках из могильника Каракол на Алтае). Сопоставление наскальных изображений и рисунков из погребальных комплексов позволяет датировать эту изобразительную традицию первой половиной II тыс. до н. э.
Древнему населению Южной Сибири в эпоху бронзы было известно несколько способов исполнения изображений: гравировка, выбивка. Именно этими приемами выполнены излюбленные образы: быки, антропоморфные изображения, солнцеголовые и быкоголовые существа, рожающие женщины, фантастические хищники и солярные символы. Многолетние усилия ученых позволили вплотную подойти к пониманию «языка» этих изображений, в которых заключены представления о бесконечном круговороте времени, в ходе которого происходит извечная борьба добра и зла, тьмы и света. Одним из центральных звеньев этой древней космогонической системы был мотив преследования солнца фантастическим хищником. Каменные стелы развитого бронзового века воплощали представления о неизменном возобновлении жизни, а на рубеже бронзового и железного веков были связаны с культом предков.
Остатки бронзового века (так называемой андроновской эпохи, получившей это название по могильнику у дер. Андроновской в Минусинском крае) в Кузнецком бассейне установлены М.Г. Елькиным при исследовании могильников на левобережье р. Ур в районе дер. Ур-Бедари. Группа из 36 курганов при ширине ее до 80 м и длине 900 м расположена вдоль дороги из этой деревни в с. Пестеровское, что на северо-восточном склоне Салаирского кряжа. Максимальная высота сохранившихся насыпей курганов 60 см, большинство же из них имеют высоту 15-20 см при диаметре до 10-16 м.
В 1963 г. археологической экспедицией сотрудников Прокопьевского музея, руководимой М.Г. Елькиным, раскопано 17 курганов, в которых обнаружено 28 могил, принадлежащих населению андроновской культуры.
Отмечено, что «обязательной принадлежностью всех захоронений являются глиняные сосуды, всегда поставленные вдоль юго-западной стороны могилы, т. е. около головы захороненного. Бронзовых предметов в могилах почти не встречается. Только в одной могиле (№ 10) около сосудов лежали два бронзовых височных кольца». «Раскапываемый на левом берегу р. Ур Андроновский могильник, - пишет Елькин, - несомненно, представляет большой научный интерес. Это первый в Южном Кузбассе андроновский памятник. В нескольких могильниках основными находками были глиняные сосуды - горшки с плоским дном, либо сосуды баночной формы. Всего обнаружено 50 сосудов. Орнаментировка чрезвычайно богата и колоритна. Она включает самые разнообразные геометрические элементы - треугольники, ромбы и т. д. «Однако преобладающая масса сосудов сочетает в себе все основные технические приемы нанесения орнамента», - замечает М.Г. Елькин. - «Керамика является основным материалом для датировки исследованного могильника. В результате открытия описанного могильника андроновской культуры можно с полной уверенностью сказать, что Кузнецкая котловина была заселена во II тысячелетии до нашей эры человеком андроновской культуры». М.Г. Елькиным проводились также раскопки курганов на площади Гурьевского колхоза. Там в могильнике собраны изделия из бронзы, глины, кости и камня, относящиеся к бронзовой эпохе. Андроновцы - не местное население, они пришли в Кузбасс из западных областей Западной Сибири. Основным занятием андроновцев было придомное скотоводство и примитивное земледелие.
Кузьма Минин
Предки Кузьмы Минина происходили из Балахны – небольшого поволжского городка в окрестностях Нижнего Новгорода. Жители Балахны издавна кормились соляным промыслом. Кузьма Минин не получил доли в соляных промыслах, и ему пришлось искать свой путь в жизни. В юности он не раз сопровождал отца в его поездках в Нижний Новгород, где близко поз ...
Отношение общества к отмене Нантского эдикта
Насколько преследование гугенотов было делом популярным во Франции, можно видеть из языка, которым говорили о нем знаменитейшие писатели того времени, не только духовные, но и светские.
Боссюэт называет уничтожение гугенотства во Франции «чудом наших дней». «Возьмите священные ваши перья, — восклицает он, — вы, которые пишете летописи ...
Религиозные воззрения российского меценатства и благотворительности
В XIX - XX вв. купцы продолжали строить церкви, а в конце XIX века главное соперничество между именитыми родами развернулось под девизом «кто больше для народа сделает». Не обошлось здесь, естественно, и без тщеславия. Старший брат Владимира Рябушинского Павел, наставляя младших, говорил: «Богатство обязывает». По этой формуле жили пред ...