Рис 1. Результаты раскопок Келермесского кургана Д.Г Шульца
Декор рукояти топора интересен обилием фигур зооморфных персонажей, одни из которых способны охотиться, другие в природе выступают только как объекты охоты, третьи, в частности, взнузданный конь, могут быть и средством охоты и объектом охоты в случае, если потерян хозяин, на что указывает расположение фигуры коня среди фигур диких животных и характерное для остальных копытных подогнутое положение ног, наиболее соответствующее состоянию отдыха. Фигура оленя с подогнутыми ногами изображена на верхнем слегка выпуклом торце рукояти, который опоясан ободком орнамента в виде переплетённой ленты с точкой в центре каждой петли, этот же орнамент в плоскости лезвия топора, разделяет поверхность рукояти на два вертикальных фриза.
Ранее обращалось внимание на возможное значение указанного орнамента в контексте сцен охоты, изображённых на печатях митаннийского стиля, в случае топором-секирой из Келермесского кургана 1 раскопок Д.Г. Шульца речь, по-видимому, нужно вести о цитате всего сюжета или, по меньшей мере, о полном их контекстном совпадении с незначительными вариациями и дополнениями в иконографии, объяснимыми культурной спецификой самого предмета. Отмечаемая многими исследователями сюжетно-стилистическая близость декора келермесского топора-секиры с декором предметов из Зивие указывает направление поиска непосредственных прототипов сюжета, представленного на этом предмете4. Учитывая церемониальный характер топора-секиры и сюжет, на нём изображённый, сам предмет, вероятно, обладал свойством атрибута в церемонии ритуальной охоты, что не противоречит его функции парадного оружия.
Сюжет охоты человека на диких копытных у водопоя представлен на псалии из Амударьинского клада. В круглое пространство поверхности предмета вписана композиция, изображающая загонную охоту трёх всадников на двух оленей и двух диких козлов, в которой всадник, находившийся в укрытии неожиданным появлением вспугивает зайца, который изображён бегущим под копыта диких козлов. Композицию по краю предмета окаймляет орнамент в виде переплетённой ленты с точкой в центре каждой петли. Все персонажи композиции представлены и на келермесском топоре-секире, исключение составляет лишь то обстоятельство, что на псалии из Амударьинского клада изображена верховая загонная охота.
История образования русских городов в гербах и названиях
В древней Киевской Руси было очень много городов. Именно поэтому западноевропейские летописи называют её Гардарикой, или страной городов.
В дошедших до нас письменных источниках IX–X веков упоминают, по крайней мере, 24 русских городов, но учёные считают, что значительно больше.
Названия древнерусских городов в основном славянские: Бе ...
Диссидентство. Движение правозащитников
Итак, кого же в Советском Союзе и в связи с чем стали называть диссидентами? Диссиденты (лат. dissidents - несогласный) - термин, который с середины 70-х годов применялся к лицам, открыто спорившим с официальными доктринами в тех или иных областях общественной жизни СССР и пришедшим к явному столкновению с аппаратом власти. Характерно, ...
НЭП: идеология, политика, практика (20-е годы).
Внутреннее положение в стране в результате Гражданской войны и проведения политики “военного коммунизма” было крайне тяжелым: экономический кризис (сокращение производства, падение национального дохода и т. д., снижение уровня жизни народа); политический кризис (недовольство населения, особенно крестьянства, политикой правительства — пр ...
