Рис 1. Результаты раскопок Келермесского кургана Д.Г Шульца
Декор рукояти топора интересен обилием фигур зооморфных персонажей, одни из которых способны охотиться, другие в природе выступают только как объекты охоты, третьи, в частности, взнузданный конь, могут быть и средством охоты и объектом охоты в случае, если потерян хозяин, на что указывает расположение фигуры коня среди фигур диких животных и характерное для остальных копытных подогнутое положение ног, наиболее соответствующее состоянию отдыха. Фигура оленя с подогнутыми ногами изображена на верхнем слегка выпуклом торце рукояти, который опоясан ободком орнамента в виде переплетённой ленты с точкой в центре каждой петли, этот же орнамент в плоскости лезвия топора, разделяет поверхность рукояти на два вертикальных фриза.
Ранее обращалось внимание на возможное значение указанного орнамента в контексте сцен охоты, изображённых на печатях митаннийского стиля, в случае топором-секирой из Келермесского кургана 1 раскопок Д.Г. Шульца речь, по-видимому, нужно вести о цитате всего сюжета или, по меньшей мере, о полном их контекстном совпадении с незначительными вариациями и дополнениями в иконографии, объяснимыми культурной спецификой самого предмета. Отмечаемая многими исследователями сюжетно-стилистическая близость декора келермесского топора-секиры с декором предметов из Зивие указывает направление поиска непосредственных прототипов сюжета, представленного на этом предмете4. Учитывая церемониальный характер топора-секиры и сюжет, на нём изображённый, сам предмет, вероятно, обладал свойством атрибута в церемонии ритуальной охоты, что не противоречит его функции парадного оружия.
Сюжет охоты человека на диких копытных у водопоя представлен на псалии из Амударьинского клада. В круглое пространство поверхности предмета вписана композиция, изображающая загонную охоту трёх всадников на двух оленей и двух диких козлов, в которой всадник, находившийся в укрытии неожиданным появлением вспугивает зайца, который изображён бегущим под копыта диких козлов. Композицию по краю предмета окаймляет орнамент в виде переплетённой ленты с точкой в центре каждой петли. Все персонажи композиции представлены и на келермесском топоре-секире, исключение составляет лишь то обстоятельство, что на псалии из Амударьинского клада изображена верховая загонная охота.
Николай I – император и
человек
Третий сын Павла I, брат Александра I, Николай (1796-1855 гг.) вступил на престол в 1825 г. и правил Россией три десятилетия. Его время — апогей самодержавия в России.
В 1796 г ., в последний год царствования Екатерины II, у нее родился третий внук, которого нарекли Николаем. Он рос здоровым и крепким ребенком, выделяясь среди сверстни ...
Неудача преобразований
Александра I
Нам известны начинания Александра I; все они были безуспешны. Лучшие из них те, которые остались бесплодными, другие имели худший результат, т. е. ухудшили положение дел.
Одним из лучших законов первых лет был указ 1803 г. 20 февраля о вольных хлебопашцах; на этот закон возлагали большие надежды, думали, что он подготовит постепенно и ...
Внутренняя торговля
Безусловно, торговые связи в Новгородской республике существовали издавна, но их изучению мешает крайняя скудность летописных источников. Понятно, что внутренние связи возникли раньше внешних. Крайне мало сообщений содержат Новгородские летописи, летописцев мало интересовала деревня, а города упоминаются только в связи с какими-то важны ...
