В современной археологической литературе существует ряд концепций, авторитет которых освящен временем и многократным повторением основных тезисов в публикациях. Их положение настолько прочно, что не практически не приходится встречать критического разбора этих концепций. Критика допускается лишь для уточнения каких-то отдельных аспектов.
«Эти концепции закоснели в середине 80-х годов ХХ века, и с тех пор в них не заметно развития, кроме разработки отдельных аспектов. Список подобных концепций довольно большой, однако одно из наиболее почетных мест занимает концепция «скифо-сибирского мира». Она претендует на объяснение культурно-исторического развития народов на обширной территории в огромном временном отрезке. Географически территория охвата этой теории простирается от Поднестровья на западе, Кавказа и Амударьи на юге до Ордоса на востоке, и до Ангары на севере. Хронологически она включает временной отрезок от VIII века до н.э. до III века н.э., то есть примерно 1100 лет» [2,с.18].
Теория, если излагать ее в общих чертах, провозглашает образование примерно в VIII веке до н.э. некоторого культурно-исторического единства народов, живущих в Великой степи. Оно выражалось, по мнению сторонников этой концепции, в том, что общества имели очень похожий экономический уклад, основанный на кочевом скотоводстве, очень похожую социальную и политическую организацию, очень схоже было военное дело, вплоть до применения практически идентичных образцов оружия. Причем, тезис о наличии этого единства настолько укоренился, что многими исследователями он полагался в основание глобальных исторических обобщений: единство, сложившееся в «скифское время», будто бы действовало и в более поздние времена.
Так же, как считают сторонники теории, «скифо-сибирский мир» говорил на одном языке и имел много общего в мировоззрении. Представление о «скифском мире», как преимущественно ираноязычном, также получила широкое распространение и практически не оспаривается.
Теория «скифо-сибирского мира» была первоначально представлена М.И. Ростовцевым, который утверждал, что скифы, будучи ираноязычным народом, пришли из глубин Азии и принесли с собой готовую культуру [2,с.21], которую и описали греческие писатели, в первую очередь Геродот. Иранская культура наложилась на культуру местных народов, живших в причерноморских степях, и в результате этого слияния возникла скифская культура. Концепция, заложенная М.И. Ростовцевым, укрепилась в археологии. Впоследствии многие аспекты этого взгляда дорабатывались археологами, которые нашли типологическое сходство в сооружении курганов, в погребальном обряде, бронзовых «солярных бляшек», зеркал, котлов, некоторых типов керамики, кельтов, бронзовых серпов, а также оружия и снаряжения («скифская триада»). Внимание исследователей было направлено на анализ материалов, и теоретической разработки теории «скифо-сибирского мира» практически не было. В 1980 году В.И. Матющенко признал, что после трудов М.И. Ростовцева и Г.И. Боровки в этой области не было более или менее обстоятельных трудов.
За последние десятилетия открыты раннескифские памятники в Центральном и Южном Казахстане, в Туве и других местах. Особое значение в решении вопроса о происхождении культур скифо-сибирского мира имеют такие памятники, как Птичаша Могила в Болгарии около Варны, Высокая Могила на Днепре и царский курган Аржан в Туве, относящиеся к VIII—VII вв. до н. э. Эти ранние, доскифские памятники свидетельствуют о том, что начиная с VIII в. до н. э. на обширных просторах степей синхронно возникают и развиваются культуры скифо-сибирского типа, сходные в своих основных чертах. При наличии миграций и широкого межплеменного обмена прогрессивные культурные приобретения одного племени быстро распространялись в степях. Так шел процесс формирования культур и всего культурно-исторического единства в степях Евразии.
Курган Аржан является лишь одним из памятников этой эпохи. Его диаметр 120 м. Под каменной насыпью сохранилось грандиозное деревянное сооружение. В центре его находился большой квадратный сруб площадью 65 кв. м, вокруг которого кругами расположены еще 70 срубов. На сооружение ушло свыше 6000 деревьев. В центральной камере в отдельных саркофагах из колод погребены вождь и его жена в богатых одеждах. Предполагают, что на похороны съехались представители подчиненных племен с дарами, поэтому в отдельных камерах погребены кони со сбруей и седлами. В похоронах и тризне предположительно участвовало около 10 тыс. человек. Археологических находок мало, так как могила была ограблена.
Эталонным памятником искусства этапа сложения скифского звериного стиля является топор-секира из Келермесского кургана 1 раскопок Д.Г Шульца (рис. 1). Обух топора-секиры декорирован тремя образами: человека с топором в руке на узких гранях обуха, пары козлов, оперевшихся передними ногами о дерево и поедающих его листву на широких гранях обуха, и пары лежащих и оглядывающихся козлов на торце обуха.
Объединив в контекст все три образа, полученный сюжет можно убедительно интерпретировать как сцену, изображающую охотника, подкрадывающегося к стаду отдыхающих диких козлов. На обеих сторонах проушной части топора изображено по одной фигуре козла и оленя, лежащих с подогнутыми ногами, которые дополняют рассматриваемый контекст. Боевая часть топора не имеет золотой обкладки и, по-видимому, не была декорирована.
Строй
удельных княжений
В удельных княжениях сидели частью Рюриковичи, частью Гедиминовичи. Рюриковичи со своими княжениями или сами переходили в вассальную зависимость от великого князя, или принуждаемы были к тому великими князьями. В положении Рюриковичей и Гедиминовичей замечается немалая разница: в смысле большей зависимости от великого князя и в смысле б ...
Россия от февраля до октября 1917 г. Альтернативы развития страны
Февральская революция сделала Россию одной из самых свободных стран. Формально перед ней открывались уже проторенные историей пути развития буржуазной демократии западноевропейского типа. Достаточно весомые предпосылки для такого варианта развития создавал блок либеральной буржуазии, возглавляемый партией кадетов, с революционно-демокра ...
Рим в начале XVI в.
Самыми щедрыми покровителями искусства и самыми энергичными возродителями блеска классической древности были правители Рима, папы. Рядом с восстановленной из праха стариной они хотели выстроить новый Рим, который бы сравнялся с императорским. Папа Юлий II (1503—1513) призвал лучших художников Италии, между ними Микеланджело, и начал ...