Огромную роль в строительстве нового общества, в достижении лучшей жизни Калиновский отводил науке, указывая, что она позволяет людям «…быть в почете, жить в достатках».
Руководящую роль разуму Калиновский отдавал в политике:
«Чем дольше будет продолжаться борьба, тем большие потери будут с обеих сторон. Выбором средств должен управлять разум, а не чувство. Политика – действие разума».[59]
В своем последнем «Письме из-под виселицы» Калиновский пишет:
«Нет же, братья, большего счастья на этом свете, чем если человек в голове имеет разум и науку. Тогда он только может жить в богатстве, по правде, тогда он только, помолившись Богу, заслужит небо, когда обогатит наукой разум, разовьет сердце и родню целую сердцем полюбит».[60]
Эти слова можно считать завещанием Калиновского. Идеальный человек - это тот, у кого развит не только ум, холодный рассудок, но и сердце, тот, кто любит родных, свой народ, свою родину, верит в своего Бога.
Таким человеком и был Калиновский.
[1] К. Калиновский: Из печатного и рукописного наследия. Мн., 1988, с.190.
[2] Калiноускi К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад., прадм., паслясл., i камент. Г. Кiсялёва. – Мн., 1999, с.31.
[3] Калiноускi К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад., прадм., паслясл., i камент. Г. Кiсялёва. – Мн., 1999, с.31.
[4] Калiноускi К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад., прадм., паслясл. I камент. Г. Кiсялёва. – Мн., 1999, с.37.
[5] Калiноускi К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад., прадм., паслясл., i камент. Г. Кiсялёва. – Мн., 1999, с.29.
[6] Там же, с.150.
[7] Там же, с.28.
[8] Калiноускi К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад., прадм., паслясл., i камент. Г. Кiсялёва. – Мн., 1999, с.28.
[9] Там же, с. 155.
[10] Там же, с.156.
[11] Калiноускi К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад., прадм., паслясл., i камент. Г. Кiсялёва. – Мн., 1999, с.29.
[12] Калiноускi К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад., прадм., паслясл., i камент. Г. Кiсялёва. – Мн., 1999, с.34.
[13] Там же, с.34.
[14] Калiноускi К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад., прадм., паслясл., i камент. Г. Кiсялёва. – Мн., 1999, с.29.
[15] Там же, с.29.
[16] Там же, с.31.
[17] Калiноускi К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад., прадм., паслясл., i камент. Г. Кiсялёва. – Мн., 1999, с.39.
[18] Там же, с.95.
[19] Калiноускi К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад., прадм., паслясл., i камент. Г. Кiсялёва. – Мн., 1999, с.36.
[20] Там же, с.36.
[21] Калiноускi К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад., прадм., паслясл., i камент. Г. Кiсялёва. – Мн., 1999, с.36.
[22] Там же, с.37.
[23] Там же, с.38.
[24] Там же, с.27.
[25] Калiноускi К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад., прадм., паслясл., i камент. Г. Кiсялёва. – Мн., 1999, с.28.
[26] Там же, с.31.
[27] Там же, с.35.
[28] Калiноускi К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад., прадм., паслясл., i камент. Г. Кiсялёва. – Мн., 1999, с.32.
[29] Там же, с.42.
[30] Калiноускi К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад., прадм., паслясл., i камент. Г. Кiсялёва. – Мн., 1999, с.33.
[31] Там же, с.40-41.
[32] Там же, с.41.
[33] Там же, с.153.
[34] Калiноускi К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад., прадм., паслясл., i камент. Г. Кiсялёва. – Мн., 1999, с.74.
[35] Калiноускi К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад., прадм., паслясл., i камент. Г. Кiсялёва. – Мн., 1999, с.38.
[36] Там же, с.28.
[37] Там же, с.50.
[38] Там же, с.53.
[39] Калiноускi К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад., прадм., паслясл., i камент. Г. Кiсялёва. – Мн., 1999, с.75.
[40] Там же, с.158.
[41] Калiноускi К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад., прадм., паслясл., i камент. Г. Кiсялёва. – Мн., 1999, с.151.
[42] Там же, с.154.
[43] Там же, с.154.
[44] Там же, с.162.
[45] Калiноускi К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад., прадм., паслясл., i камент. Г. Кiсялёва. – Мн., 1999, с.40.
[46] Там же, с.51.
[47] Там же, с.110.
[48] К. Калиновский: Из печатного и рукописного наследия. Мн., 1988, С.192.
[49] Калiноускi К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад., прадм., паслясл., i камент. Г. Кiсялёва. – Мн., 1999, с.68.
Феодалы
Господствующий класс феодалов назывался «людьми лучшими» и делился на бояр, житьих людей, земчан и духовенство.[3]
а) Бояре.
Верхушку господствующего класса составляли бояре. Это были землевладельцы, рабовладельцы и капиталисты, которые эксплуатировали население на своих земельных, лесных и речных владениях.
Кроме того, бояре организ ...
Семья.
Если в условиях проживания существовали серьезные различия между высшими и низшими классами, то это не относилось к семейной жизни. Единобрачие было нормой в Древнем Египте. Только фараон мог позволить себе иметь один и более гаремов.
Жизнь была основана на глубоко осознанных устойчивых семейных связях, даже после того, как отцовский ...
Интересы какого слоя, социальной группы он выражал
Развивая марксизм, Ленин оставался на позиции установления диктатуры пролетариата, ядром которой должна была стать коммунистическая партия. В программе РСДРП было записано: «Необходимое условие этой социальной революции составляет диктатура пролетариата, т.е. завоевание пролетариатом такой политической власти, которая позволит ему подав ...