Хотя германская империя и положила конец раздробленности страны на многочисленные немецкие государства, она не стала, однако, единым централизованным буржуазным государством. Согласно конституции она представляла собой возникшее на основе договоров между королями и князьями союзное государство, в рамках которого отдельные государства продолжали существовать. Империя состояла из 25 отдельных государств (4 королевств, 6 великих герцогств, 4 герцогств, 8 княжеств и 3 вольных городов) и имперской провинции Эльзас - Лотарингии, аннексированной у Франции. Каждое из союзных государств располагало собственными законодательными органами (ландтагами) и разветвленной бюрократической исполнительной машиной.
Общенациональным законодательным органом был германский рейхстаг – общеимперский парламент. Он избирался на 5 лет, формально на основе всеобщего избирательного права, но женщины, мужчины до 25 лет и военнослужащие были лишены избирательных прав. В общеимперскую компетенцию входили вопросы, связанные с военным и иностранным ведомствами, таможенным и банковским законодательством, а также косвенные налоги, система мер и весов, монетная система, железнодорожное дело, почта и телеграф. Его законодательное право было весьма ограниченным, так как любой законопроект вступал в силу лишь с одобрения бундесрата и кайзера. Последние два института располагали фактическим правом вето. Бундесрат, представлявший на деле верхнюю законодательную палату, был антидемократическим органом. Он не избирался, подобно рейхстагу, а состоял из представителей князей и вольных городов, т.е. был по существу сословным органом высшего дворянства. Пруссия, располагавшая лишь 17 местами из 58 в бундесрате, тем не менее имела фактическое большинство, так как ей принадлежало вето в случае изменения конституции.
Во главе новой империи стоял кайзер, который одновременно был королем Пруссии и верховным главнокомандующим армии и флота. Королю присваивался титул императора. Императору принадлежало право назначения членов верхней палаты парламента от Пруссии. Конституция позволяла королю непосредственно руководить кабинетом министров. Император назначал и смещал единственного общеимперского министра – канцлера. Это делало Германию полуабсолютистским государством. Исполнительная власть была независима от законодательной. Имперский канцлер не был ответственен перед рейхстагом и не мог уйти в отставку в случае выражения вотума недоверия.
Прусский король был одновременно германским императором, прусский министр – президент обычно занимал (вплоть до 1918 г.) пост имперского канцлера, а также прусского министра иностранных дел.6
Второе ополчение
Главным центром освободительного движения в стране с осени 1611 года стал Нижний Новгород – крупный торгово-ремесленный центр на Волге. Именно тогда местная посадская община избрала земским старостой торгового человека Кузьму Минина. Выбор был на редкость удачным, авторитет Минина не вызывал сомнений у сограждан. В недавние голодные год ...
Изменение «маршрута революции»
Новый этап борьбы КПК начинался в условиях гражданской войны. Фактически у КПК уже не было выбора — война с Гоминьданом стала борьбой за сохранение КПК, за выживание. Вместе с тем переход к вооруженным формам борьбы с неумолимой логикой вытекал из принципиальных политических решений зимы 1926—1927 гг. о борьбе за гегемонию, за аграрную ...
Вотчина в трудах советских историков
Широкую известность и признание приобрели построения В.О. Ключевского, который обнаружил одно парадоксальное явление в экономике средневековой Руси. Он писал: «История нашего общества изменилась существенно, если бы в продолжение восьми-девяти столетий народное хозяйство не было историческим противоречием природе страны»[9].
Совещание ...