Промышленное производство в Японии к концу войны сократилось в 10 раз по сравнению с довоенным уровнем. Однако уже с 1950г. по 1970г. среднегодовые темпы роста промышленного производства составили около 15%.
В чем заключаются причины хозяйственных успехов Японии ?
1). Особый характер и особые условия обновления основного капитала. В Японии степень военных разрушений потребовала особенно полного обновления основного капитала.
Техническое перевооружение японской промышленности и связанные с ним структурные изменения можно разделить на два этапа. Со второй половины 50-х гг. начинается освоение новых технологических процессов и новых отраслей производства. В эmom период промышленность Японии переключается с трудоемких отраслей производства на капиталоемкие, т.е. требующие не столь большого количества живого труда, но зато больших капиталовложений, высокой квалификации рабочих.
С середины 60-х гг. начался второй этап перестройки — переход к кибернетизации производства, к наукоемким отраслям.
Скорость технической перестройки повышало то обстоятельство, что вместо самостоятельных научно-технических разработок Япония пошла по пути приобретения у других стран их научно-технического опыта, покупки патентов и лицензий. Это оказалось дешевле и быстрее.
2). Особые формы эксплуатации труда и высокий удельный вес капиталовложений в национальном доходе. Здесь до сих пор в хозяйство инвестируется около трети валового национального продукта. При этом 70% капиталовложений делается не за счет прибыли самих промышленных корпораций, а за счет банковского кредита.
Около трети капиталовложений составляют “сбережения частных лиц”.
Для Японии характерно пожизненное прикрепление работника к предприятию. Это прикрепление обеспечивается экономическими факторами. Заработная плата начинающего работника относительно низка, но она увеличивается ежегодно надбавками за выслугу лет, так что рабочий в возрасте 45 лет зарабатывает в 2,5 раза больше, чем начинающий рабочий.
Кроме того, в японской промышленности большое внимание уделяется социально-психологическим факторам. Администрация принимает меры для сплочения членов трудового коллектива, для организации семейного отдыха.
3). Высокий удельный вес расходов на развитие хозяйства связан и с низкими военными расходами.
Согласно японской конституции военные расходы не могут превышать 1 % валового национального продукта. Они растут, потому что растет сам национальный продукт.
4). Наконец, объяснение высоких темпов роста японской промышленности было бы неполным без анализа особенностей государственного регулирования экономики. В Японии государству принадлежит более трети основных производственных фондов, 20% валового национального продукта производится по государственным заказам. Через государственный бюджет проходит 30% валового национального продукта.
Экономическим планированием занимается орган, который так и называется — “Управление экономического планирования”. Здесь считают, что планирование хозяйства должно быть делом тех, в чьих руках реально находится хозяйство.
Разрабатываются планы двух видов — общегосударственные и
отраслевые.
Цель общегосударственных планов — обеспечить определенные темпы роста. Для достижения этой цели план намечает по каждой отрасли объем капиталовложений, которые должны делать сами корпорации. Цель отраслевых планов — ликвидировать слабые места японской экономики, т.е. обеспечить рост тех частей хозяйства, которые не могут обойтись без государственной помощи. Если общегосударственные планы обеспечиваются частными инвестициями, то отраслевые — государственными.
Отечественная война 1812
Вторжение наполеоновских армий в Россию (о котором он узнал, находясь в Вильно) было воспринято Александром не только как величайшая угроза России, но и как личное оскорбление, а сам Наполеон стал отныне для него смертельным личным врагом. Не желая повторять опыт Аустерлица и подчиняясь давлению своего окружения, Александр покинул армию ...
Научно-культурное развитие
В сфере образования римляне также выступали преемниками эллинов. В Риме еще в республиканский период сложилось три ступени образования: начальная школа для детей 7-12 лет, грамматическая школа для юношей 12-16 лет и риторическая школа для молодых людей 16-20 лет, соответствовавшая высшему образованию. В начальной школе учили чтению, пис ...
Чарлз Спенсер Чаплин
Чарли Чаплин родился в Лондоне 16 апреля 1889 года в семье артистов мюзик-холла и ещё ребенком стал выступать на сцене. В 1894 году Ханна Чаплин привела маленького Чарли в театр и во время спектакля сорвала голос. Зрители, главным образом солдаты, не отличались деликатностью и подняли шум. Ханна ушла, а хозяин, подметивший, как маленьки ...