Завершая обзор историографии реформ Екатерины Великой, необходимо подчеркнуть постоянно растущий интерес к этой проблематике, о чем свидетельствует, в частности, факт проведения в 1996 г. в ряде стран мира нескольких крупных международных конференций, приуроченных к 200-летию со дня смерти императрицы. По существу на них выявилось современное состояние историографии, ее важнейшие проблемы. Весьма показательно, на взгляд, что тематика, связанная с преобразованиями Екатерины, как свидетельствуют материалы конференций, пока гораздо больше интересует зарубежных, чем отечественных исследователей.
Реформы Екатерины II имеют ряд важных свойств, отличающих их от преобразований ее предшественников. Важным для определения места преобразований Екатерины в общем процессе реформирования Российского государства и общества в XVIII в. является вопрос об их соотношении с петровскими реформами. В целом направление реформ Екатерины, несомненно, было тем же, что и Петра I. Общей была и цель - создание регулярного государства, однако его модель под влиянием идей Просвещения несколько трансформировалась, иначе виделись принципы организации власти и управления, взаимоотношения между властью и обществом, его социальная организация. Соответственно менялись и цели реформ, их приоритеты.
Исследователи не раз отмечали, что Екатерина II, в отличие от своих предшественниц и предшественников на троне после Петра I, взошла на него, имея сложившуюся политическую программу, как можно судить по единственной сохранившейся черновой записке, не выходящую за пределы традиционно декларируемых в «век Просвещения» общих установок и не содержащую каких-либо конкретных разработок. Но в связи с этим И. де Мадариага, например, писала: «Не имея программы она (Екатерина), конечно, имела представление об общем направлении, в котором она хотела вести правительство и общество»[10].
В итоге можно сказать, что как бы ни оценивалась деятельность Екатерины II, её историческая значимость неоспорима. До сих пор остается множество нерешенных спорных вопросов по преобразованиям Екатерины II. Но, безусловно, они будут изучаться дальше. В этом есть большая необходимость, как исследователей-историков, так и общественности в целом.
[1] Борзаковский, П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая [Текст]/П.К. Борзаковский/ М., Панорама, 1991. – С.7.
[2] Каменский, А.Б. От Петра I до Павла I [Текст]/А.Б. Каменский/М., РГТУ, 1999. – С.315.
[3] Каменский, А.Б. От Петра I до Павла I [Текст]/А.Б. Каменский/М., РГТУ, 1999. – С.316-317.
[4] И. де Мадариага. Россия в эпоху Екатерины Великой [Текст]/Исабель де Мадариага/ М., Новое литературное обозрение, 2002. – С.38.
[5] Каменский, А.Б. От Петра I до Павла I [Текст]/А.Б. Каменский/М., РГТУ, 1999. – С.318-321.
[6] Омельченко, О.А. Законная монархия Екатерины II [Текст]/О.А. Омельченко/М., Юрист, 1993. – С. 72.
[7] Каменский, А. Б. Под сению Екатерины…: Вторая половина XVIII века. [Текст]/А.Б. Каменский/СПб., Лениздад, 1992. – С.67.
[8] Каменский, А. Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой [А.Б. Каменский]/А.Б. Каменский/М., Знание, 1997. – С. 102.
[9] Каменский, А.Б. От Петра I до Павла I [Текст]/А.Б. Каменский/М., РГТУ, 1999. – С.324-340.
[10] И. де Мадариага. Россия в эпоху Екатерины Великой [Текст]/Исабель де Мадариага/ М., Новое литературное обозрение, 2002. – С.38.
Социальная и экономическая политика Петра I
В России в годы царствования Петра произошел резкий экономический скачок. Промышленное развитие проходило невиданными темпами: за первую четверть XVIII в. возникло не менее 200 мануфактур вместо тех 15-20 , которые существовали в конце XVII в.
Самая главная особенность экономического бума начала XVII века состояла в определяющей роли с ...
Переселение крестьян
Правительство Столыпина провело и серию новых законов о переселении крестьян на окраины. Возможности широкого развития переселения были заложены уже в законе 6 июня 1904 года. Этот закон вводил свободу переселения без льгот, а правительству давалось право принимать решения об открытии свободного льготного переселения из отдельных местно ...
ФРГ в период канцлерства Аденауэра
Эффективному функционированию конституционной системы ФРГ способствовала политическая стабильность в стране. Уже первые выборы в Бундестаг, прошедшие 14 августа 1949 г., выявили полное преобладание трех ведущих политических течений. ХДС получила 25,2% голосов (115 мандатов), составив парламентское большинство вместе с ХСС (5,8% голосов, ...
