Традиционно история городов рассматривалась через призму приобретения или изменения их функций, сопровождавшихся изменением численности населения и развитием инфраструктуры (жилье, соцкультбыт, коммуникации). Однако этот основополагающий принцип игнорировался применительно к советскому времени, когда развитие городских поселений искусственно привязывалось к политической истории с выделением таких этапов как гражданская война, восстановительный период, Великая Отечественная война 1941-1945 гг. и т.д. При этом игнорировались как раз качественные параметры и достижения западной экономической географии и истории в изучении урбанизации и городов. Не избежала подобного подхода и история Новосибирска.
Попытку исправить сложившееся положение представляет предлагаемая периодизация история Новониколаевска – Новосибирска с позиций изменения его функций. С этой точки зрения можно выделить следующие этапы: 1. 1893 – февраль 1917 г.; 2. 1917 – июнь 1941 г.; 3. 1941 – конец 50-х гг.; 4. конец 50-х – конец 80-х гг.; 5. последнее десятилетие (1989 – 1999). Несмотря на разнообразие функций, выполняемых городом в разное время, две константы составляли стержень его жизнедеятельности. Прежде всего постоянно возрастающее значение Новосибирска как транспортного узла. В рамках первого этапа – сооружение Трансиба, Алтайской железной дороги, судоходство по крупнейшей водной магистрали Западной Сибири – Оби, на втором – реконструкция Трансиба, сооружение железной дороги Инская – Проектная (на Кузбасс); в послевоенный период – электрификация Трансиба, организация авиационного сообщения; конец 50-х – конец 80-х гг. характеризуется превращением города в центр авиационных перевозок Западной Сибири (открытие в 1963 г. Толмачевского аэропорта), сооружением автодорог с твердым покрытием до Барнаула, Кемерово, Томска, Ленинск-Кузнецкого, наращиванием перевозок в Обь-Иртышском бассейне в связи с освоением Западно-Сибирского нефтегазового комплекса; в истекшем десятилетии завершилось строительство автотрассы на Омск, начались работы по сооружению обходной с севера автомагистрали. Кроме того, история города целиком укладывается в процесс становления в России индустриального общества. Причем его начало и завершение (1-й и 5-й этапы) осуществлялось в рамках рыночных (капиталистических) отношений, вернее, в обстановке перехода к ним.
Первый этап нам представляется особенно важным, так как именно в это время происходит зарождение основных предприятий и сообществ, в том числе и зарождении пожарного общества.
Цель данной работы – рассмотреть пожарную безопасность Новониколаевска в дореволюционный период.
Задачи:
- рассмотреть вопросы развития Сибири в начале ХХ века;
- изучить историю пожарной охраны Ново-Николаевска;
- выявить вклад Н.М. Тихомиров в создание Добровольного пожарного общества.
Создание Советского государства и права в первый период после Великой
Октябрьской Социалистической революции. Слом временного
буржуазного и создание советского государственного аппарата
Первая задача любой революционной власти – предотвратить ее ликвидацию военным путем, пока она не оформилась и не получила минимума поддержки населения. Самый опасный период – первые часы и дни, когда даже информация о взятии власти еще не распространилась в обществе. Сразу же после 25 октября 1917 года Советской власти пришлось отражат ...
Торговля
В экономике древнерусских городов торговля играла особую, очень важную роль. Русские купцы торговали со многими государствами (странами Западной Европы, Византией, Прибалтикой и Арабским Востоком). Среди всех крупных ремесленных и торговых центров на Руси выделялся Новгород.
До появления Санкт-Петербурга именно Новгород являлся «окном» ...
Солдат и человек
А теперь по подробнее расскажем о событиях, происходивших с августа 1937 года по март 1940. Не смотря на то, что Рокоссовский к 1937 году был уже состоявшимся боевым офицером, но внимание на себе «карающей десницы» Сталина он ощутил в полной мере. В связи с репрессиями военных кадров, его (наряду с командармом первого ранга И.П. Беловым ...