Непосредственному переходу к опричнине предшествовал ряд тяжелых поражений русских войск, а также бегство Андрея Курбского в Литву, вызванное ожиданием опалы. Неожиданно для всех в декабре 1564г. царь покидает Москву, забрав с собой семью, придворных и казну. Через месяц из Александровской слободы он присылает в столицу грамоту, в которой объявлял свой гнев на бояр, дворян и духовенство и отрекался от престола. Это был великолепный демагогический шаг. Никто не мог помыслить государство без царя. В слободу отправилась делегация с униженной просьбой вернуться на престол и делать с ними все, как ему государю угодно. В ответ на челобитную Иван согласился вернуться, если ему не будут препятствовать казнить всех непослушных и отдадут в особое правление- опричнину - часть страны. Его условия с радостью были приняты.
Опричнина возникла как государство в государстве. И туда по воле государя стали забирать земли и имущество знати и дворян, а их владельцев ссылать и казнить. Остальные земли государства, не вошедшие в опричнину. Назывались «земщиной».
Главной целью введения опричнины стало резкое усиление личной самодержавной власти царя. Эта цель достигалась с помощью быстрых перемен, репрессий и произвола. Принятые в обществе традиции, законы и права Иван грубо попирал. В стране воцарились страх, террор и смерть, от которой никому не было спасенья. Истинных, а чаще мнимых врагов Ивана предавали жестоким, чудовищным пыткам и казням, которые Русь не знала никогда.
Массовые убийства, свирепые казни, грабежи подданных вершились руками особого опричного войска. Избранные опричники входили в своеобразный военно-монашеский орден. Опьяненные властью, вином и кровью, они наводили ужас на страну. Управы или суда на них найти было невозможно – ведь опричники прикрывались именем государя, действовали от его имени. Жесточайшему разгрому подверглись центр и северо-запад русских земель, где боярство было особенно сильным. Боярско-княжеское землевладение не было уничтожено окончательно, хотя сильно ослабило его мощь, была подорвана политическая роль боярской аристократии.
Кульминацией опричного террора стал конец 1569 – лето 1570 года. Царь получив ложный извет: новгородцы замышляют против него заговор, возглавил карательную экспедицию против Новгорода. Установив у городских стен войсковой заслон, он приказал убить новгородских монахов. Влиятельных граждан пороли до тех пор, пока не обнажались кости, вырывали ребра клещами, варили в котлах, с живых сдирали кожу, поджаривали и сажали на кол. Опричники топили новгородцев в реке Волхов. По мнению ученых, в Новгороде погибло 10 – 15 тысяч человек.
В результате опричных погромов 1569-1571 гг. начался голод, в ходе которого погибли сотни тысяч людей. Крестьяне и горожане убегали на окраины, были распространены случаи людоедства, сократилось население Москвы и других городов, разорялись земли. Кроме того, поход крымского хана Девлет-Гирея на Москву показал негативные последствия разделения войска на опричное и земское, которые не могли противостоять внешним врагам. Объединенные земско-опричные войска разбили войско хана, а опричнина в 1572 году была отменена, само слово «опричнина» стало запретным.
Дальнейшая судьба Светланы Аллилуевой.
Еще в школе учителя заметили у Светланы тягу к литературе. "Учительница литературы даже писала письмо Сталину, в котором делала выводы о целесообразности поступления ее на филологический факультет. Того же хотел и Светлана. "В литераторы хочешь, - недовольно сказал отец – так и тянет тебя в эту богему! Они же все необразованны ...
Римская республика: от рождения до кризиса
Конечно, и во времена республики римлянами должен был кто-то управлять. Но чтобы правитель не забрал себе слишком много власти, его избирали на один год – у него просто не было времени набрать силу. То есть если правитель проявлял себя на этом посту благоприятно для общества, его переизбирали на второй год, что давало возможность выбира ...
Хронологические рамки, задачи культурной революции и способы их реализации
Культурная революция социалистическая, революционный процесс духовного преобразования общества, составная часть социалистического строительства, создание социалистической культуры – высшей ступени в развитии мировой культуры, приобщение трудящихся к достижениям культуры.
Культурная революция направлена на превращение всех трудящихся в ...