В результате ряда захватнических войн монгольские ханства были насильственно включены в состав Цинской империи. Политика завоевателей привела к закреплению экономической и культурной отсталости монголов. Южная (Внутренняя) Монголия была отделена от Северной (Внешней) Монголии. Цины способствовали усилению феодальной раздробленности страны, поощряя дробление феодальных уделов — хошунов. В Халхе (основная часть Внешней Монголии) число уделов было увеличено с 8 в середине XVII в. до 105 в начале XIX в.
Завоевание не затронуло основ социально-экономических отношений в монгольских ханствах. Экономика страны, как и до завоевания, базировалась на экстенсивном кочевом скотоводстве. В северных и северо-западных районах получило некоторое распространение земледелие. Ремесленное производство переживало упадок.
Законы, изданные богдыханами Китая, закрепляли феодально-крепостнические отношения. Земля и большая часть скота являлись собственностью монгольских ханов и йнязей. Крестьянеараты не могли самовольно покинуть территорию своего феодала. Они обязаны были пасти ханский скот, ухаживать за ним, вноситьхану натуральную подать скотом, выполнять различные повинности.
Феодальные права и привилегии монгольских князей и ханов зависели от званий и титулов, которые им присваивал пекинский богдыхан. Большинство из них верой и правдой служили цинским правителям.
Большую роль в экономической и политической жизни Монголии играла ламаистская церковь — одно из течений буддизма, зародившееся в Тибете. В соответствии с буддийским учением ламаизм исходит из догмата о «перерождениях». Он учит, что одна форма существования живых существ сменяется другой. Появившись ца свет, человек продолжает предыдущие «воплощения» и несет за них ответственность. Жизнь — это страдание, но человек может найти спасение в будущих «перерождениях». В этом ему помогут ламы — монахи буддийских монастырей и хубилганы — «живые боги», в которых «воплотились» легендарные буддийские и ламаистские проповедники. Центром ламаизма был Тибет, духовный и светский правитель которого, далай-лама, согласно традиции, установившейся в XVI
в., считался очередным «воплощением» своих предшественников.
Широкое распространение ламаизма началось в Монголии с конца XVI в. Он стал орудием духовного порабощения аратов. Опираясь на ламаизм, власть имущие утверждали, что феодалы заслужили власть и богатство достойным поведением в прежних формах своего существования. Араты же наказаны за греховную жизнь в прошлом, но их ждет спасение в будущих «перерождениях». В стране быстро росло число монастырей. Установился обычай делать старшего сына ламой. Около 40% мужского населения Монголии были ламами, давшими обет безбрачия.
В монастырских хозяйствах сосредоточивалось большое количество скота. К ним было приписано значительное число крепостных аратов. Монастыри занимались ростовщичеством. Ламаистская церковь превратилась в могущественную централизованную организацию, располагавшую огромным влиянием на все слои монгольского населения. Мелкие монастыри подчинялись более крупным. Главным монастырем Монголии был монастырь в Урге (ныне Улан-Батор). Находившийся в нем «живой бог», носивший титул богдо-гэгэна (букв, «свет божества»), был главой ламаистской церкви в Монголии.
Монастыри претендовали и на роль культурных центров. В них изучали тибетскую грамоту, буддийские книги, астрономию, тибетскую медицину.
Мукденское сражение.
Крах «куропаткинской стратегии»
Куропаткин, получив сведения о том, что из-под Порт-Артура к Ойяме уже подходят дивизии Ноги с многочисленной артиллерией и что откладывать наступление до сосредоточения японцами всех сил нельзя, решил выступить немедленно и 21 февраля отдал следующее распоряжение: «Признавая подготовительные действия к наступательным операциям закончен ...
Экономический упадок Речи Посполитой во второй половине XVII—первой
половине XVIII в.
В летописи Самуила Велички (начало XVIII в.) дана яркая картина запустения Правобережной Украины, которая, по его словам, обезлюдела, а ранее цветущие поля заросли «тростием и непотребной лядиной»[10]. Западная Подолия и Киевское Полесье пострадали меньше, но и там постоянно встречались пустые халупы и заброшенные наделы. Велики были по ...
Деньги
В большинстве письменных источников постоянно упоминаются денежные суммы. Сообщения летописца о неурожаях и голоде, как правило, сопровождаются сообщениями о росте цен на хлеб.
Главной темой берестяных грамот оставались деньги, но историки до сир пор не знают значения некоторых денежных сумм. XII-XIV века были для республики безмонетны ...