Центральная властная структура была образована парламентом, президентом и федеральным правительством во главе с канцлером. Парламент стал высшим государственным органом и, в соответствии с буквой конституции, рассматривался как однопалатный. Но в парламентскую систему вошли два органа – избираемый гражданами Бундестаг (Федеральный съезд) и назначаемый земельными правительствами Бундесрат (Федеральный совет). Бундесрат, формально не являющийся частью парламента, фактически стал выполнять функции Верхней палаты. В его состав вошли 69 человек, назначаемых земельными правительствами на 4 года из своего состава. Бундесрат получил совещательные и контролирующие функции в законодательном процессе, но его вето могло быть отклонено большинством членов Бундестага. Преобладающее положение Бундестага объяснялось тем, что лишь нижняя палата стала непосредственным представительством немецкого народа. 496 членов Бундестага избираются на 4 года на основе прямых, всеобщих выборов по смешанной системе (половина в одномандатных округах по мажоритарной системе относительного большинства, половина – на основе партийных списков в многомандатных земельных округах по пропорциональной системе). Помимо законодательных функций, преимущественное положение Бундестага определяется его ролью в избрании президента и канцлера.
Основной закон закрепил порядок избрания президента республики особым органом (Федеральным собранием), состоящим из членов Бундестага и равного количества избираемых земельными ландтагами депутатов. Президент получил лишь представительские и организационные полномочия (без права вето). Избрание канцлера стало прерогативой Бундестага, равно как и выражения вотума недоверия канцлеру (что влечет отставку правительства). Ограничением этого права стала лишь практика «конструктивного вотума недоверия» – отставка канцлера может произойти только при утверждении Бундестагом новой кандидатуры. По конституции федеральному канцлеру принадлежит вся полнота исполнительной власти, включая право назначения состава правительства, а также право законодательной инициативы. Канцлер может поставить вопрос о вотуме доверия себе при голосовании в Бундестаге важных законопроектов и в случае недоверия инициировать через президента роспуск парламента. С учетом того, что канцлер в силу порядка избрания представляет парламентское большинство (и, как правило, является лидером крупнейшей партии), в распоряжении главы правительства концентрируются исключительные властные полномочия. Государственная модель ФРГ поэтому получила название канцлерской республики. Ее целесообразность определяется стремлением создать прочный политический эпицентр, необходимый для функционирования социального государства.
Планы и замыслы
Весной 1942 года после зимнего контрнаступления Красной армии на большей части советско-германского фронта установилось затишье. Стороны усиленно готовились к летним боям. Предприятия советской военной промышленности, переброшенные в конце 1941 на восток, в трудных условиях наращивали производство модернизированных или новых образцов во ...
Россия при Путине
Трудно на сегоднящний день дать оценку "Правления Путина", в СМИ не утихают споры.
Одни утверждают, что Путин получил в наследство ельцинскую Россию. Он мог сказать: это порочная штука, начинаем с чистого листа. А мог ее принять. И что-то с ней начать делать. Это была такая развилка. Путин ельцинскую Россию принял. Но решил р ...
Японские силы на театре
военных действий
Японцы 23-го января/6 февраля 1904 в 14:00 по токийскому времени был отдан приказ о мобилизации Гвардейской, 2-й и 12-й дивизий, а так же крепостей Цусима и Хакодате. Дивизии эти вошли в состав 1-й армии, бывшей под начальством Куроки, которая уже 1-го февраля начала свою посадку на суда. 9-го марта были развернуты 2-я и 12-я резервные ...
