Вилли Брандт (настоящее имя – Герберт Фрам), многолетний лидер западногерманской и европейской социал-демократии, в прошлом журналист, эмигрировавший из Германии в период правления нацистов и ставший после войны бургомистром Западного Берлина, олицетворял Для немцев «свежий ветер» в политике. Брандт был одним из первых государственных руководителей ФРГ, кто начал открыто говорить о наболевших проблемах общества, кто привнес в политику дух откровенности и открытости. Чуждый консерватизму своих предшественников, он видел в социальных реформах наиболее эффективный способ обеспечения динамики общественного развития.
В период правления Брандта была проведена избирательная реформа, предоставившая право участия в выборах молодежи с 18 лет, началась реформа системы высшего образования. В 1971 г. было принято федеральное законодательство о стипендиальном обеспечении и бесплатном обучении, о способствовании защите академических степеней. В соответствии с принятым в 1972 г. «Положением об отношении к антиконституционным силам на государственной службе» лицам с экстремистскими (левыми или правыми) убеждениями запрещалось работать в учебных заведениях, равно как и занимать иные общественные посты. Правительство Брандта существенно расширило социальные бюджетные программы. В 1970 г. были приняты законы, увеличившие пособия на детей, дотации для малообеспеченных групп на приобретение жилья, в 1971 г. – «Закон о системе социального страхования», распространивший практику обязательного страхования на детей и студентов, в 1972 г. – «Закон о пенсионной реформе», согласно которому вводилась гибкая возрастная граница для перехода на пенсию.
Экспансия социального государства требовала пересмотра приоритетов экономической политики правительства. Социал-демократы продолжили курс на усиление плановых начал и укрепление системы индикативного регулирования экономических процессов. Последовало и повышение налогов. Если в 1960 г. налоги и социальные отчисления составляли в среднем 15,9% заработной платы, то в 1973 г. – 26,1%. Еще большим был налоговый пресс на предпринимателей. Тем не менее правительству пришлось смириться с образованием устойчивого бюджетного дефицита. Из-за прогрессирующих выплат социального назначения только в 1970–1975 гг. процент государственных расходов в общественном продукте вырос с 29 до 51%, при этом наибольшая часть этого прироста пошла на развитие различных видов социального страхования, т.е. непроизводительные расходы. В условиях ухудшения экономической конъюнктуры это было опасной тенденцией. С начала 70-х гг. в ФРГ начинается рост безработицы, впервые заметно увеличивается инфляция, появляются признаки перенакопления капитала (прежде всего – падение нормы прибыли). «Нефтяной шок» 1973 г. не принес ФРГ таких катастрофических последствий, как для других ведущих стран Запада, но стал толчком к быстрому снижению объемов производства. Рост ВВП за год снизился до 1%. Становилось очевидным, что в сложившейся ситуации экономическая стратегия правительства требует пересмотра. Министр экономики К. Шиллер, оказавшийся под огнем критики, был вынужден уйти в отставку еще в конце 1972 г.
Жесткое противодействие со стороны оппозиции вызвали и радикальные шаги Брандта в области внешней политики. «Канцлер реформ» считал, что настало время для коренного обновления самой стилистики взаимоотношений Германии с другими странами мира. Брандт придавал большое значение активизации гуманитарных, культурных контактов, призванных искоренить «исторический страх европейских народов перед немцами». Западногерманская дипломатия активно поддержала инициативы Франции и стран Бенилюкса по началу нового этапа европейской интеграции, в том числе расширению состава Европейских Сообществ, подготовке проекта экономического и валютного союза («плана Вер-нера»). Но главной задачей внешней политики Брандта оставалось «наведение мостов» на востоке Европы.
Правительство Брандта начало интенсивные переговоры с СССР, Польшей и Чехословакией, завершившиеся подписанием «восточных договоров» (Московский договор 12 августа 1970 г., Варшавский договор 7 декабря 1970 г., Пражский договор 11 декабря 1973 г.). Участники этих соглашений признавали нерушимость послевоенных границ, в том числе по Одеру – Нейсе, подтверждали свой отказ от территориальных претензий и применения силы в международных отношениях.
Критская культура
Если мы постараемся найти исторические основания какой-либо, не существующей ныне цивилизации, то мы обнаружим в более древних слоях все те же типические признаки, что указывают на наличие у рассматриваемой нами уже исчезнувшей цивилизации исторического предшественника.
Эллинские племена, последовательными волнами заселявшие Балканы, в ...
Научно-культурное развитие
В сфере образования римляне также выступали преемниками эллинов. В Риме еще в республиканский период сложилось три ступени образования: начальная школа для детей 7-12 лет, грамматическая школа для юношей 12-16 лет и риторическая школа для молодых людей 16-20 лет, соответствовавшая высшему образованию. В начальной школе учили чтению, пис ...
Характеристика источников
Источников по Карибскому кризису довольно много, вся проблема в том, что не все они доступны. По этой причине приходится обращаться к опубликованным источникам, а таковыми являются в большинстве своем мемуары непосредственных участников событий. Основной чертой такого рода источников является то, что исторические события осмысляются в н ...