Вилли Брандт (настоящее имя – Герберт Фрам), многолетний лидер западногерманской и европейской социал-демократии, в прошлом журналист, эмигрировавший из Германии в период правления нацистов и ставший после войны бургомистром Западного Берлина, олицетворял Для немцев «свежий ветер» в политике. Брандт был одним из первых государственных руководителей ФРГ, кто начал открыто говорить о наболевших проблемах общества, кто привнес в политику дух откровенности и открытости. Чуждый консерватизму своих предшественников, он видел в социальных реформах наиболее эффективный способ обеспечения динамики общественного развития. Детальное описание декоративная штукатурка для внутренней отделки стен тут.
В период правления Брандта была проведена избирательная реформа, предоставившая право участия в выборах молодежи с 18 лет, началась реформа системы высшего образования. В 1971 г. было принято федеральное законодательство о стипендиальном обеспечении и бесплатном обучении, о способствовании защите академических степеней. В соответствии с принятым в 1972 г. «Положением об отношении к антиконституционным силам на государственной службе» лицам с экстремистскими (левыми или правыми) убеждениями запрещалось работать в учебных заведениях, равно как и занимать иные общественные посты. Правительство Брандта существенно расширило социальные бюджетные программы. В 1970 г. были приняты законы, увеличившие пособия на детей, дотации для малообеспеченных групп на приобретение жилья, в 1971 г. – «Закон о системе социального страхования», распространивший практику обязательного страхования на детей и студентов, в 1972 г. – «Закон о пенсионной реформе», согласно которому вводилась гибкая возрастная граница для перехода на пенсию.
Экспансия социального государства требовала пересмотра приоритетов экономической политики правительства. Социал-демократы продолжили курс на усиление плановых начал и укрепление системы индикативного регулирования экономических процессов. Последовало и повышение налогов. Если в 1960 г. налоги и социальные отчисления составляли в среднем 15,9% заработной платы, то в 1973 г. – 26,1%. Еще большим был налоговый пресс на предпринимателей. Тем не менее правительству пришлось смириться с образованием устойчивого бюджетного дефицита. Из-за прогрессирующих выплат социального назначения только в 1970–1975 гг. процент государственных расходов в общественном продукте вырос с 29 до 51%, при этом наибольшая часть этого прироста пошла на развитие различных видов социального страхования, т.е. непроизводительные расходы. В условиях ухудшения экономической конъюнктуры это было опасной тенденцией. С начала 70-х гг. в ФРГ начинается рост безработицы, впервые заметно увеличивается инфляция, появляются признаки перенакопления капитала (прежде всего – падение нормы прибыли). «Нефтяной шок» 1973 г. не принес ФРГ таких катастрофических последствий, как для других ведущих стран Запада, но стал толчком к быстрому снижению объемов производства. Рост ВВП за год снизился до 1%. Становилось очевидным, что в сложившейся ситуации экономическая стратегия правительства требует пересмотра. Министр экономики К. Шиллер, оказавшийся под огнем критики, был вынужден уйти в отставку еще в конце 1972 г.
Жесткое противодействие со стороны оппозиции вызвали и радикальные шаги Брандта в области внешней политики. «Канцлер реформ» считал, что настало время для коренного обновления самой стилистики взаимоотношений Германии с другими странами мира. Брандт придавал большое значение активизации гуманитарных, культурных контактов, призванных искоренить «исторический страх европейских народов перед немцами». Западногерманская дипломатия активно поддержала инициативы Франции и стран Бенилюкса по началу нового этапа европейской интеграции, в том числе расширению состава Европейских Сообществ, подготовке проекта экономического и валютного союза («плана Вер-нера»). Но главной задачей внешней политики Брандта оставалось «наведение мостов» на востоке Европы.
Правительство Брандта начало интенсивные переговоры с СССР, Польшей и Чехословакией, завершившиеся подписанием «восточных договоров» (Московский договор 12 августа 1970 г., Варшавский договор 7 декабря 1970 г., Пражский договор 11 декабря 1973 г.). Участники этих соглашений признавали нерушимость послевоенных границ, в том числе по Одеру – Нейсе, подтверждали свой отказ от территориальных претензий и применения силы в международных отношениях.
Образование Русского централизованного государства. Россия при Иване III.
Российское централизованное государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях Киевской Руси, ее южные и юго-западные земли были включены в состав Польши, Литвы, Венгрии. Его образование было ускорено необходимостью борьбы с внешней опасностью, особенно с Золотой Ордой, а в последствии с Казанским, Крымским, Сибирским, А ...
Ремесло
В течение долгого времени в исторической литературе явно недооценивалась роль ремесла в экономике Новгородской республики. Прежде всего, это связано с малочисленностью сведений о нем в письменных источниках.
Упоминание о ремесленниках можно встретить в Новгородской первой летописи. Как правило, это записи о новгородцах-ремеслинниках, к ...
Результаты аграрной политики
Результаты аграрной политики характеризуются быстрым ростом аграрного производства, увеличением емкости внутреннего рынка, возрастанием экспорта сельскохозяйственной продукции, причем торговый баланс России приобретал все более активный характер. В результате удалось не только вывести сельское хозяйство из кризиса, но и превратить его в ...