Христос сидит в саду, который символизирует рай. Он окружен овцами - символами душ праведников, попавших в рай. Однако не только в теме этой сцены проявляется ее средневековый характер.
Симметричные композиции становятся самыми излюбленными у средневековых художников. Они отличаются более репрезентативным, по сравнению с асимметричными, характером. Их предпочитают христианские живописцы, желая подчеркнуть значение изображенных персонажей. Христос представлен в центре композиции. Трем овцам справа от него соответствуют три овцы слева. Значение Христа подчеркивается не только его центральным положением, но и позами овец повернувшихся к нему. Свободное движение Христа классические пропорции его фигуры, скалистый пейзаж еще напоминают об античных памятниках. Фронтальность постановки торса, симметрия композиции, некоторая плоскостность фигуры появились в этой мозаике как результат воздействия на христианских художников древнего восточного искусства (Двуречья, Египта). В композиции мавзолея Галлы Плацидии вокруг головы Христа мозаичисты изобразили нимб - символ святости, атрибут, правда не всегда обязательный, всех христианских персонажей.
Вернемся вновь в Константинополь, покинув на некоторое время провинциальные города империи. Мозаик IV - V веков здесь сохранилось немного (сейчас находятся в музее мозаик в Стамбуле). Это те, которые украшали полы дворцов и домов знати, а не стены храмов. Их авторы, изображая пастухов, птиц, животных, гирлянды цветов, Медузу Горгону, повторяли античные образцы.
Если мозаики сохранились плохо, то произведения скульптуры, которые украшали улицы Константинополя во времена первых византийских императоров, дошли до наших дней в большом числе.
Центром культурной и общественной жизни города еще при Константине стал ипподром. На его трибунах во время празднеств, чтобы посмотреть театральные представления, увидеть борьбу с дикими зверями, бега, собирался весь город. ' Линия, делившая по длине прямоугольник поля ипподрома (длина 170 м, ширина 40 м) на две равные части, была украшена специально привезенными в столицу древними памятниками. Здесь, в частности, была помещена так называемая змеиная колонна, доставленная сюда из Дельф и получившая свое название потому, что ствол ее составили три переплетенные змеи. Недалеко от нее были установлены при Феодосии I (381 год) египетский обелиск с картушем Тутмоса III, привезенный из Карнака еще при Юлиане Отступнике, а также бронзовые кони, приписываемые древнегреческому скульптору Лисиипу (впоследствии, в 1204 году, вывезены венецианцами для украшения собора св. Марка). При Константине скамьи ипподрома были деревянными. Только гораздо позднее их заменили каменными.
Церемониям, происходившим на ипподроме, придавалось большое значение, византийские художники стремились запечатлеть их во многих изображениях. На постаменте уже упомянутого египетского обелиска был позднее помещен рельеф с изображением императора Феодосия. Он, его семья, его приближенные смотрят на побежденных германцев. Император встал, держа в опущенной руке венок победителя. Он и придворные выделены размером по сравнению с изображенными ниже зрителями и германцами. Уже в этом рельефе IV века проявилась одна из основных особенностей средневекового искусства - разномасштабность, не вновь изобретенная, но заимствованная художниками из искусства Древнего Востока: Вавилона, Ассирии, Египта. Размер фигуры зависит от ее значимости: чем важнее персонаж, тем крупнее его изображение.
Композиция разворачивается по плоскости снизу вверх. В отличие от древнеримских многоплановых рельефов глубина пространства не показана. Внизу разместились зрители, над ними - император. Он выделен и размером фигуры, и ее центральным положением, и архитектурой трибуны.
Войны Речи Посполитой второй половины XVII- первой
четверти XVIII веков. Войны Речи Посполитой с Турцией
Турецкая феодальная агрессия против стран Восточной и Центральной Европы, усилившаяся во второй половине XVII в., привела к тяжелым последствиям для Речи Посполитой.
В конце 1666 и начале 1667 г. крымские татары, действуя по приказу Порты, вторглись на Украину. Это было началом тяжелой войны, затянувшейся более чем на 30 лет. В первые ...
Историография
В последние годы в мировой историографии резко усилилось внимание к истории "холодной войны", как в целом, так и к отдельным ее эпизодам, таким, например, как Карибский кризис. Особенную активность проявляют историки и политологи США. Именно они выступали инициаторами проведения трех конференций в Москве, Гаване и Вашингтоне п ...
Торговля. Усиление торговых связей Украины с Россией
Хозяйственное развитие способствовало укреплению связей между землями Украины, а также с соседними государствами. Даже в невероятно трудных условиях золотоордынского ига восстанавливалась международная торговля в Киеве, куда приезжали купцы из России, Польши, Австрии, Литвы, Молдавии, Италии, Византии и других стран. Киевские купцы посе ...