Христос сидит в саду, который символизирует рай. Он окружен овцами - символами душ праведников, попавших в рай. Однако не только в теме этой сцены проявляется ее средневековый характер.
Симметричные композиции становятся самыми излюбленными у средневековых художников. Они отличаются более репрезентативным, по сравнению с асимметричными, характером. Их предпочитают христианские живописцы, желая подчеркнуть значение изображенных персонажей. Христос представлен в центре композиции. Трем овцам справа от него соответствуют три овцы слева. Значение Христа подчеркивается не только его центральным положением, но и позами овец повернувшихся к нему. Свободное движение Христа классические пропорции его фигуры, скалистый пейзаж еще напоминают об античных памятниках. Фронтальность постановки торса, симметрия композиции, некоторая плоскостность фигуры появились в этой мозаике как результат воздействия на христианских художников древнего восточного искусства (Двуречья, Египта). В композиции мавзолея Галлы Плацидии вокруг головы Христа мозаичисты изобразили нимб - символ святости, атрибут, правда не всегда обязательный, всех христианских персонажей.
Вернемся вновь в Константинополь, покинув на некоторое время провинциальные города империи. Мозаик IV - V веков здесь сохранилось немного (сейчас находятся в музее мозаик в Стамбуле). Это те, которые украшали полы дворцов и домов знати, а не стены храмов. Их авторы, изображая пастухов, птиц, животных, гирлянды цветов, Медузу Горгону, повторяли античные образцы.
Если мозаики сохранились плохо, то произведения скульптуры, которые украшали улицы Константинополя во времена первых византийских императоров, дошли до наших дней в большом числе.
Центром культурной и общественной жизни города еще при Константине стал ипподром. На его трибунах во время празднеств, чтобы посмотреть театральные представления, увидеть борьбу с дикими зверями, бега, собирался весь город. ' Линия, делившая по длине прямоугольник поля ипподрома (длина 170 м, ширина 40 м) на две равные части, была украшена специально привезенными в столицу древними памятниками. Здесь, в частности, была помещена так называемая змеиная колонна, доставленная сюда из Дельф и получившая свое название потому, что ствол ее составили три переплетенные змеи. Недалеко от нее были установлены при Феодосии I (381 год) египетский обелиск с картушем Тутмоса III, привезенный из Карнака еще при Юлиане Отступнике, а также бронзовые кони, приписываемые древнегреческому скульптору Лисиипу (впоследствии, в 1204 году, вывезены венецианцами для украшения собора св. Марка). При Константине скамьи ипподрома были деревянными. Только гораздо позднее их заменили каменными.
Церемониям, происходившим на ипподроме, придавалось большое значение, византийские художники стремились запечатлеть их во многих изображениях. На постаменте уже упомянутого египетского обелиска был позднее помещен рельеф с изображением императора Феодосия. Он, его семья, его приближенные смотрят на побежденных германцев. Император встал, держа в опущенной руке венок победителя. Он и придворные выделены размером по сравнению с изображенными ниже зрителями и германцами. Уже в этом рельефе IV века проявилась одна из основных особенностей средневекового искусства - разномасштабность, не вновь изобретенная, но заимствованная художниками из искусства Древнего Востока: Вавилона, Ассирии, Египта. Размер фигуры зависит от ее значимости: чем важнее персонаж, тем крупнее его изображение.
Композиция разворачивается по плоскости снизу вверх. В отличие от древнеримских многоплановых рельефов глубина пространства не показана. Внизу разместились зрители, над ними - император. Он выделен и размером фигуры, и ее центральным положением, и архитектурой трибуны.
Киевская Русь в IX-XII вв.
(внутренняя и внешняя политика)
Историю Древнерусского государства – Киевской Руси – можно условно разделить на два периода. Первый из них – это время довольно длительного «собирания» восточнославянских земель. Он растянулся с 80-х гг. IX в. почти до конца X в., когда окончательно были присоединены последние земли. Второй период – это время существования единого или о ...
Нашествие татар, устройство Русских земель во II-й половине XIII века
Нашествие татар и татарское господство над Русью значительно углубило обособление Великороссии. Разгром Северной Руси татарами в 1237-1238 годах, а южной в 1240-1241 годах принес им не только сильное разорение, но завершился образованием царства Золотой Орды на низовьях Волги и подчинением русских земель власти ханов. Эта зависимость от ...
Закария Муссауи
Сообщалось, что Закария Муссауи рассматривался в качестве замены для Зиада Джарры, который угрожал покинуть заговорщиков из-за трений между ними. Тем не менее, планы по замене Джарры на Массауи не были приведены в исполнение, якобы по причине недостаточного доверия к нему со стороны руководства «Аль-Каида». Массауи был арестован 16 авгу ...