Актуальность темы исследования. В 2007 году исполнилось 90 лет Октябрьской революции в России. Наталия Нарочницкая, доктор исторических наук, смогла ей дать, на наш взгляд, очень правильную характеристику: «Революция – это богоборческая идея, явление нигилизма, отрицания веры, Отечества, абсолютной морали и представлений о добре и зле»[1]. Однако, не нужно стремиться «выкидывать» такие события из истории страны. Надо учиться проводить параллели и делать выводы. Необходимо помнить, что Российское государство самобытно, оно не похоже на западные государства и не нужно совершать ошибок 1917 года, когда государство было повержено «в хаос из-за насаждений западных конструкций»[2].
Актуальность выбранной темы обусловлена, прежде всего, тем, что Церковь в современной России переживает не менее кризисное состояние, чем в XIX – начале XX веков. С одной стороны, стандартизация всего мира, утверждение в человеческом сознании рациональной философии и науки, рост цивилизации, создающей бездуховную «технокультуру». С другой стороны, осознание того, что Церковь – это хранительница исторического наследия и нравственных устоев общества. Цивилизованные отношения между государством и Церковью оказывают благотворное влияние на развитие духовной культуры российского общества. В последние годы возросла доля людей, которые не просто причисляют себя к Православию, как вере своих предков, но и которые соблюдают православные каноны. В настоящее время, когда в Конституции России закреплён принцип свободы совести, очень важно определить место Православной Церкви в государстве. Важно не ошибиться и сделать правильный выбор. Большое внимание государственно-церковным отношениям уделяли русские консерваторы XIX начала XX веков, которые считали, что в России были и есть особые отношения между Церковью и государством, выражающиеся в «симфонии властей» - взаимном согласии этих двух институтов при независимости каждого. Поэтому, обращение к их взглядам существенно облегчит выбор правильного пути дальнейшего развития России.
Объектом исследования является отечественная консервативная общественная мысль XIX – начала XX веков.
Предметом исследования выступают концепции русских мыслителей XIX – начала XX веков в сфере государственно-церковных отношений.
Целью исследования является комплексный анализ взглядов русских консерваторов XIX – начала XX веков на отношения государства и Русской Православной Церкви.
Данная цель достигается в процессе решения следующих задач:
· определить современное содержание понятия «консерватизм» и выявить место Церкви и религии в консервативной традиции;
· рассмотреть взгляды на государственно-церковные отношения славянофилов;
· рассмотреть государственно-церковные отношения в системе взглядов представителей «почвенничества»;
· провести анализ отношений Церкви и государства в концепции «охранительства» К.П. Победоносцева и М.Н. Каткова;
· рассмотреть Церковь и государство в представлениях Л.А. Тихомирова.
Хронологические рамки данного исследования, XIX - начало XX веков, обусловлены тем, что в начале XIX века консерватизм оформляется как направление общественной мысли, а в начале XX века, с приходом большевиков к власти, консерватизм исчезает с политической арены России.
Первые русские поселенцы на Вятке. Первое упоминание о Вятке в летописи
- Откуда вы, вятичи? – Издалека.
Когда-то большое и сильное племя.
Нас гнало тяжёлое смутное время.
В глуши повстречалась нам эта река.
- Несла она воды свои широко…
Неслышно и вольно в лесах потаённых
В огромных укромных чащобах зелёных
Жилось без опаски, дышалось легко.
- Какие вы, вятичи, были тогда?
Славяне от самых корней ...
Меценатство в России
Термин «меценат» является производным от имени вельможи, жившего в Риме в I в. до н. э., Гая Цильния Мецената - знатного и щедрого покровителя наук и искусств. Благотворительность - добровольное выделение материальных средств в помощь нуждающимся, или на какие-либо общественные нужды с ней связанные, и с готовностью отдавали немалые ден ...
Торговля
В Московскую торговую сотню опять стали призывать лучших торговых людей по городам Русского государства. В 1653 году был введен первый в России Торговый устав, по которому было отменено множество мелких пошлин: подужнос, мыты, сотое, тридцатое, десятое, свальное, складки, повороты, статейные, мостовое, гостиное и т. д., взамен же взимал ...
