В целом, комплекс источников позволяет провести исследование проблемы, поставленной в рамках настоящей дипломной работы.
Степень изученности темы. В советской историографии представителям русской консервативной мысли XIX – начала XX веков и их взглядам уделялось очень мало внимания. Немного внимания уделялось и консерватизму, как течению общественной мысли. Только во второй половине 1980-х годов наблюдается значительное увеличение количества работ, посвященных изучению консервативной мысли. На сегодняшний день по этой проблеме существует несколько десятков монографий и большое количество статей, которые можно разделить на несколько групп:
Во-первых, это общие работы, посвящённые изучению консерватизма, как течения общественной мысли. Одной из таких работ является коллективная монография В.Я. Гросула, Г.С. Итенберга, В.А. Твардовской, К.Ф. Шацилло, Р.Г. Эймонтовой «Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика»[20], в которой была предпринята попытка выявить взаимосвязь русского консерватизма и самодержавия. Эта книга заслуживает особого внимания потому, что является первым обобщающим трудом на тему о русском консерватизме.
Консерватизму, как течению общественной мысли уделяется внимание и в статье «Творческий традиционализм» как направление русской общественной мысли 1880-1890-х г.г.»[21], вошедшей в сборник статей «Российский консерватизм в литературе и общественной мысли XIX века». В данной статье автор вводит понятие «традиционализма» и в этом контексте рассматривает консервативную мысль XIX – начала XX веков. Также можно выделить исследования, посвящённые рассмотрению консерватизма, Э.Ю. Абелинскас «Консерватизм как мировоззрение и политическая идеология (Опыт обоснования)»[22], В.А. Гусева «Русский консерватизм: основные направления и этапы развития»[23], А.С. Карцова «Правовая идеология русского консерватизма»[24], Э.А. Попова «Русский консерватизм: идеология и социально-политическая практика»[25], А.В. Репникова «Консервативная концепция российской государственности»[26].
В 2001 году вышел сборник научных трудов под редакцией А.Ю. Минакова, посвященный консерватизму – «Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее», в котором можно особо выделить статью А.В. Репникова «Русский консерватизм: вчера, сегодня, завтра»[27]. В 2004 году вышел в свет сборник статей «Консерватизм в России и мире», в котором консерватизм рассматривается не как абстрактное понятие, суть которого заключается в сохранении существующих социальных отношений, государственного устройства, традиций и ценностей прошлого, сильного государства, национальностей, иерархии и т.д. Консерватизм рассматривается как «переменчивая игра лиц и мифов, которая самым невероятным образом заставляет жить и действовать все эти грозные громады абстракций, не перестаёт ваять из них самые удивительные и невероятные фигуры»[28]. Историку должна быть интересна «трудноуловимая специфика» происходящих событий.
В последнее время по данной проблеме регулярно на страницах журналов печатаются статьи, посвящённые консерватизму, а так же проводятся «круглые столы», на которых учёные-мыслители пытаются определить сущность консерватизма, выделить исторические этапы, предлагают установить его типологию[29]. Консерватизм, как течение общественной мысли, обсуждается и на научных конференциях[30]. В последнее десятилетие был защищен ряд диссертаций, в которых на рассмотрение выносились различные аспекты консервативной мысли[31].
Торговые связи с другими русскими землями
По археологическим материалам можно проследить связи Новгородской республики с другими русскими землями и зарубежными странами.
Важнейшими предметами импорта являлись: шиферные пряслица, южные амфоры, скорлупа грецких орехов, стеклянные браслеты, перстни, бусы, посуда, самшитовые гребни, поливная керамика, янтарь, сердоликовые и хруста ...
Выдающиеся леворадикальные оппозиционеры и их связь с Сунь Ятсеном
Вторым по известности после Сунь Ятсена среди мыслителей и практических участников демократического движения в начале XX в. был Чжан Бинлинь
(1869-1936). Сын шэньши, до 25-летнего возраста он обучался в традиционной китайской школе. Наряду с конфуцианской литературой изучал патриотическое произведение Ван Чуаньшаня "Хуань шу" ...
Брак "sine manu"
В поздний период Римской республики распространилась форма брака лат. sine manu - "без руки", при которой жена не находилась под властью мужа (лат. sine in manum conventione) и оставалась во власти отца или опекуна. Когда брак sine manu вытеснил все остальные формы, эта опека стала терять своё значение. Так, уже в конце респуб ...