На втором десятилетии своего существования Ново-Николаевск стал играть заметную роль во всех сферах социально - экономической жизни Западной Сибири. Благодаря удачному географическому расположению город превращался в торгово-транспортный центр края. Грузооборот станции Обь к 1913 году вырос до 30 млн. пудов, что составляло 11,3% грузооборота всей Сибирской железной дороги. Большое количество грузов отправлялось водным путем. Грузооборот Новониколаевской пристани в 1913 году превысил 20.млн. пудов. Основную часть грузов, отправлявшихся по железной дороге и реке Обь составляли продукты сельского хозяйства. Для перевозки грузов в городе существовали более десятка транспортных контор, более 12 частных судовладельческих фирм. Промышленное значение Новониколаевска было гораздо скромнее его торговой роли. Около 70% производства местной промышленности приходилось на мукомолье. Мельницы строились многоэтажными, что позволяло распределять в них машины так, что все продукты переходили от одной операции к другой полуавтоматически или автоматически. На переработке хлеба основывалась и пивоваренная промышленность. В городе действовали 2 пивзавода и солодовенный завод в Буграх Ульмана и Шевеса. Предприятия по обработке металла были представлены заводом "Труд" и заводом товарищества "Петерс и Верман". Пиломатериалы для местных нужд поставляли два лесозавода. Кроме этих предприятий, достаточно крупных, по тем меркам, в городе действовали сотни мелких ремесленных предприятий. Выгодное расположение Новониколаевска, его быстрое экономическое развитие превратили город в опорный пункт русского и иностранного капитала. Здесь находились отделения Сибирского Торгового Банка, Государственного банка, Русско-Азиатского банка и ряда других.
Быстрый рост экономики Новониколаевска сказался на численности и составе население города. По данным полицейского управления на 1 января 1912 года в городе проживало 63552 человека: 32560 мужчин и 30992 женщины. 70% населения Новониколаевска были выходцы из крестьян. Вторыми по численности - 25% были мещане. Купцы, промышленники, чиновники составляли 1,8% всего населения.
С каждым годом Новониколаевск набирал силу. 1 января 1909 года он получил права в объеме полного городового положения. Это означало вступление города в новую фазу своего развития. Избирается городская Дума и ее исполнительный орган городская управа, состоящая из городского головы, секретаря и 3 членов Управы. Городской голова возглавляет и Думу и Управу, координируя их работу. Городская Дума и Управа занимаются вопросами благоустройства, образования, здравоохранения, городской торговлей и т.д. В городскую думу было избрано 40 гласных, в основном представители зажиточной части населения. Первым городским головой был избран Владимир Ипполитович Жернаков. И сразу же вопросы городского благоустройства стали основными в деятельности городской Думы и Управы. Сами предприниматели - члены Думы понимали, что без освещения, водопровода, хороших дорог, дальнейшее развитие города невозможно. Пожар 11 мая 1909 года лишь осложнили решение этих проблем, и в то же время показал, что решать их надо немедленно. Еще в январе 1909 года Дума обсудила вопрос об устройстве в городе водопровода и электрического освещения. Прелагалось при выработке проектов учесть опыт Томска. В 1910 году проект водопровода был заказан фирме "Нептун" в Москве, а затем и инженеру А.Г. Николаеву. В 1911 году оба проекта были отправлены в Томск профессору Томского технологического института Е. А. Зубатову. Проект А.Г. Николаева был признан неудовлетворительным. После этого Дума решила заказать проекты 3 фирмам и затем выбрать лучший. Победитель, помимо платы за работу, получал приз в 3000рублей. Предполагалось начать строительство водопровода в 1912 году. Стоимость строительства определялась в 600 тысяч рублей. Таких денег у города не было, и Дума пыталась взять кредит у военного ведомства в 100 тыс. рублей при условии, что от городского водопровода пройдет ветка в сторону воинских казарм. К сожалению, вопрос с водопроводом так и не удалось решить еще много лет.
Начало развития железнодорожного строительства и его влияние на экономику
стран западной Европы.
Первая паровая железная дорога Ливерпуль - Манчестер была открыта в 1830 г. С этого времени началось быстрое развитие железнодорожного транспорта. Затем железнодорожное строительство начали одна за другой европейские страны:
1832-1833 гг.- Франция, Сен-Этьен-Лион, 58 км;
1835 г.- Германия, Фюрт - Нюрнберг, 7 км;
1835 г.- Бельгия, Брю ...
XV в. - конец ордынского ига, возвышение княжества
Московского, образование Великорусского государства
Город Владимир утратил реальные основания для значения великокняжеской столицы. Батыев разгром и позднейшие удары татарской силы падали своею тяжестью на восточные, более заселенные и зажиточные области Великороссии. Население заметно отливает от них к западу, к Твери и Москве. С начала XIV века заметен подъем этих «младших» городов. Ме ...
Социально-экономическое положение страны (1945 - 984 гг.)
За годы войны Советский Союз потерял 27 миллионов человеческих жизней и 30 % национального богатства страны.
Восстановление народного хозяйства начали с тяжелой промышленности. Эта задача была решена в кратчайшие сроки. Уже в 1948 г. объем промышленного производства достиг довоенного уровня. Этому способствовали самоотверженный труд лю ...