Имя Сталина продолжает привлекать внимание как отечественной, так и зарубежной общественности.
В нашей стране и за рубежом выходят книги о Сталине, снимаются кинофильмы, в том числе видеофильмы в форме комиксов. Руководители нашей страны разрешили кинорежиссерам снимать фильмы "на натуре" (бывшие сталинские дачи).
Самой известной книгой и самой нашумевшей телепередачей стало творение Эдуарда Радзинского.
Автор собрал большой фактический материал о жизни Сталина и тех с кем ему пришлось встречаться. Радзинский по собственному усмотрению выстраивает череду фактов и дает свой комментарий к случившемуся.
На экране ТВ мы еще имеем возможность наблюдать в какой эмоциональной тональности подаются эти факты (об актерских способностях говорить не стоит).
Работа Радзинского вызывает неоднозначные оценки его соотечественников: от восторженных в демократической прессе до раздраженных в просоветской - коммунистической.
Радзинский делает акцент на личных качествах Сталина (коварство, раздражительность, мстительность, непогрешимость и т.п.), пытается связать с этим качествами содержание и сущность той тоталитарной системы , которую он создал. Такое мнение создается, особенно после того, как он показывает никчемность лиц его окружения.
Это похоже на неглубокое освещение сложнейшего явления.
В последнее время к юбилейным сталинскими датам (дню рождения 21 декабря и дню смерти 5 марта) стали появляться статьи, фотографии Сталина.
Некоторые носят дежурный характер. Публикации в газете "Советская Россия" обращают внимание на то, что с именем Сталина в сознании его современников и ближайших потомков связано понятие Российской государственности. Его, Сталина представляют, как великого государственника, умевшего защитить интересы великой державы, отстоять их от любых нападок со стороны любой ценой.
Скорее всего этот акцент связан с проблемой российской государственности, как ее понимают нынешние руководители.
Можно спросить: "Почему в наши дни на улицу выходят люди с портретами Сталина? Неужели они ничего не слышали о жестоких репрессиях сталинщины?"
Наверное это происходит потому, что еще со сталинских времен люди привыкли смотреть в Сталина, как в зеркало, видя в нем отражение своего величия, своего участия в созидательной деятельности, о которой в наши дни или не вспоминают или говорят неуважительно, будто все советские люди каждый живший в советское время - сталинист и несет личную ответственность за Сталина .Против такого мнения и выступают эти люди.
А еще и потому, что в общественном сознании живут те идеи, которые создали сталинизм и сталинщину:
- острое желание одним махом уничтожить все дурное, что копилось
веками;
- готовность простить себе и нетерпимость к чужим недостаткам.
[1] ) Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества. М. 1992г. стр. 278.
[2] ) История России . Стр 262.
[3]) Реабилитирован посмертно . стр 21
[4])Н. Верт. История Советского государства . стр.348,349
[5] ) Реабилитирован посмертно . стр 190
[6] ) там же стр. 192
[7])Реабилитация. Политические процессы . стр.26
[8]) там же . стр. 30
[9]) там же .стр.39
[10] )там же . стр. 64
[11] )там же . стр.66
Присоединение Башкирии к Русскому государству
Постоянные опустошительные набеги ногайских феодалов, сибирских царевичей мешали объединению башкирских племён. В массах зрели недовольства постоянными набегами и мысль о необходимости найти более сильного покровителя. Не последнюю роль играли дипломатическая деятельность России, призывы и послания царя. Разосланные по всем землям царск ...
Города. Магдебургское право. Положение городского населения
Опустошенные и обезлюдевшие во время монголо-татарского нашествия и золотоордынского ига, города Украины постепенно отстраивались, становились очагами ремесел, промыслов, торговли, культуры, политической жизни. В Галицко-Волынской земле были отстроены Галич, Владимир, Луцк, основан Львов. На Подолии новые замки-крепости появились в Каме ...
Ценностные ориентации древних славян
В основе представлений славян о жизни лежало понятие судьбы. С ним связывались представления о счастье (доля) и несчастье (недоля), победе и поражении, достатке и недостатке (в хозяйственном смысле).
У прибалтийских славян каждое из этих проявлений судьбы имело собственного бога: Белобога, бога счастья, и Чернобога, бога несчастья. Хар ...
