Имя Сталина продолжает привлекать внимание как отечественной, так и зарубежной общественности.
В нашей стране и за рубежом выходят книги о Сталине, снимаются кинофильмы, в том числе видеофильмы в форме комиксов. Руководители нашей страны разрешили кинорежиссерам снимать фильмы "на натуре" (бывшие сталинские дачи).
Самой известной книгой и самой нашумевшей телепередачей стало творение Эдуарда Радзинского.
Автор собрал большой фактический материал о жизни Сталина и тех с кем ему пришлось встречаться. Радзинский по собственному усмотрению выстраивает череду фактов и дает свой комментарий к случившемуся.
На экране ТВ мы еще имеем возможность наблюдать в какой эмоциональной тональности подаются эти факты (об актерских способностях говорить не стоит).
Работа Радзинского вызывает неоднозначные оценки его соотечественников: от восторженных в демократической прессе до раздраженных в просоветской - коммунистической.
Радзинский делает акцент на личных качествах Сталина (коварство, раздражительность, мстительность, непогрешимость и т.п.), пытается связать с этим качествами содержание и сущность той тоталитарной системы , которую он создал. Такое мнение создается, особенно после того, как он показывает никчемность лиц его окружения.
Это похоже на неглубокое освещение сложнейшего явления.
В последнее время к юбилейным сталинскими датам (дню рождения 21 декабря и дню смерти 5 марта) стали появляться статьи, фотографии Сталина.
Некоторые носят дежурный характер. Публикации в газете "Советская Россия" обращают внимание на то, что с именем Сталина в сознании его современников и ближайших потомков связано понятие Российской государственности. Его, Сталина представляют, как великого государственника, умевшего защитить интересы великой державы, отстоять их от любых нападок со стороны любой ценой.
Скорее всего этот акцент связан с проблемой российской государственности, как ее понимают нынешние руководители.
Можно спросить: "Почему в наши дни на улицу выходят люди с портретами Сталина? Неужели они ничего не слышали о жестоких репрессиях сталинщины?"
Наверное это происходит потому, что еще со сталинских времен люди привыкли смотреть в Сталина, как в зеркало, видя в нем отражение своего величия, своего участия в созидательной деятельности, о которой в наши дни или не вспоминают или говорят неуважительно, будто все советские люди каждый живший в советское время - сталинист и несет личную ответственность за Сталина .Против такого мнения и выступают эти люди.
А еще и потому, что в общественном сознании живут те идеи, которые создали сталинизм и сталинщину:
- острое желание одним махом уничтожить все дурное, что копилось
веками;
- готовность простить себе и нетерпимость к чужим недостаткам.
[1] ) Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества. М. 1992г. стр. 278.
[2] ) История России . Стр 262.
[3]) Реабилитирован посмертно . стр 21
[4])Н. Верт. История Советского государства . стр.348,349
[5] ) Реабилитирован посмертно . стр 190
[6] ) там же стр. 192
[7])Реабилитация. Политические процессы . стр.26
[8]) там же . стр. 30
[9]) там же .стр.39
[10] )там же . стр. 64
[11] )там же . стр.66
Февральская революция 1917 г. и свержение самодержавия
С точки зрения марксизма социальные революции — необходимый, закономерный результат классовой борьбы в антагонистических формациях, они разрушают старый, отживший общественный строй и расчищают путь к утверждению нового, более прогрессивного общественного строя. Следовательно, все социальные революции неизбежны и прогрессивны.
Сторонни ...
Царствование Николая I – внутренняя и внешняя
политика
Николай I страшно гордился своей победой над декабристами. Между тем в военном плане она ничего не значила. А в моральном отношении Николай проиграл, ибо суровыми приговорами по делу декабристов навсегда оттолкнул от себя ту часть образованного общества, с которой они были связаны идейными, родственными и дружескими узами. Ничто так не ...
«Война за землю» и предпосылки аграрного реформирования
До революции 1905-1907 годов в русской деревне уживались две различные формы владения землей: с одной стороны, частная собственность помещиков, с другой - общинная собственность крестьян. При этом у дворянства и крестьян сложились два противоположных взгляда на землю, два устойчивых мировоззрения.
Помещики считали, что земля - такая же ...