Государство с таким общественным строем будет недосягаемым для других стран. Такая социальная революция, несомненно, явится примером для всех цивилизованных стран».
«Экономическая революция Сунь Ятсена сводилась к передаче ренты государству, т. е. к национализации земли посредством некоего единого налога в духе Генри Джорджа.
Теория эта, если рассматривать ее с точки зрения доктрины, есть теория мелкобуржуазного социалиста-реакционера. Ибо совершенно реакционна мечта о том, что можно "предупредить" капитализм, что в Китае, вследствие его отсталости, легче [пройдет] социальная революция…
…С другой стороны, из субъективно-социалистических дум и программ китайского демократа на деле получается программа изменения всех правовых основ одной только недвижимой собственности - программа уничтожения одной только феодальной эксплуатации».
В. И. Ленин
Коренная экономическая слабость проектов Сунь Ятсена состояла в том, что он имел в виду присвоение государством земельной ренты только в районах развивающейся капиталистической экономики. Каким образом первоначально добиться успешного капиталистического развития этих районов, где найти источники накопления до того, как земельная рента станет расти, – на эти вопросы теория не отвечала. Сунь Ятсен не призывал крестьянство к прямой борьбе за землю. Было неизвестно, каким образом предстоящая фактическая национализация земли связывается им с лозунгом земельного уравнения, т. е. как конкретно демократическое государство смогло бы распределить земли крупных землевладельцев между крестьянами. Неясность всех этих основных моментов придавала принципу народного благоденствия утопические черты.
В послесиньхайские годы Сунь Ятсен и его ближайшие сторонники, из которых самым видным в области идеологической работы был Чжу Чжисинь
, продолжали разработку революционной теории. В 1917 г. Сунь Ятсен приступил к написанию давно задуманного фундаментального труда, в котором ставил целью дать развернутую программу будущего революционного преобразования Китая. Работа называлась "План национального строительства" и состояла из трех книг: "Духовное строительство", "Материальное строительство" и "Общественное строительство". Она была закончена лишь в 1919 г., отдельные части публиковались в 1918 г. на страницах созданного Сунь Ятсеном журнала "Цзяньшэ" ("Строительство").
В первой книге этого труда, обобщившего идеи Сунь Ятсена, отстаивалось философское положение "Трудно познать – легко действовать", направленное против традиционной китайской феодальной доктрины "Легко познать – трудно действовать", воспитывающей созерцательность, пассивность. Мировоззрению Сунь Ятсена был еще присущ дуализм, сочетание элементов материализма и диалектики с идеализмом и метафизикой. Но он понимал возможность познания истины, возможность активной деятельности человека по преобразованию мира и общества, роль революционной теории в руководстве революционным движением. Он критиковал мальтузианство и "социальный дарвинизм", хотя не был свободен от влияния позитивизма и теории эволюции.
Во второй книге, представлявшей собой программу экономического строительства, выработанную в условиях относительного роста китайского национального капитала в годы империалистической войны, предусматривалось дальнейшее быстрое развитие промышленности и транспорта.
Прогрессивность программы промышленного развития ослаблялась отсутствием, как и прежде, конкретной программы решения аграрного вопроса и подъема сельского хозяйства. Между тем без этого в условиях Китая невозможно было решить проблему индустриализации, подъема всей экономики. Сунь Ятсен писал в своей работе о возможности развития в Китае улучшенного капитализма, носящего государственно-монополистический характер. Под впечатлением доктрины Вильсона автор надеялся на широкий приток иностранных капиталов, высвободившихся в результате окончания первой мировой войны. В то же время в экономической программе Сунь Ятсена отсутствовали требования, направленные на непосредственное улучшение благосостояния широких масс народа, повышение покупательной способности населения.
Третья часть труда Сунь Ятсена – "Социальное строительство", или "Первый шаг к осуществлению демократических прав", – написана с целью научить народ пользоваться элементарными демократическими правами. Значительную часть книги Сунь Ятсен отвел популярному изложению форм и структуры различных государственных и общественных правовых институтов. Однако в области перспектив политического преобразования Китая Сунь Ятсен ограничивался выдвижением лозунга восстановления законного парламента и республиканской конституции, принятой в 1912 г.
Польша в советско-германских контактах в 1933-1935 гг..
Польский вопрос в советско-германских отношениях после
прихода нацистов к власти в Германии
30 января 1933 г. Гитлер получил пост канцлера Германии. В стране произошли внутриполитические перемены, которые кардинально повлияли на отношения между Берлином и Москвой. Инициатива изменений советско-германских отношений исходила от Гитлера. Его тактика представляла собой полный разрыв с политикой Веймарской республики. Но в результа ...
Внешняя политика В 30-е годы.
В конце 20-х — начале 30-х годов международная обстановка существенно изменилась. Глубокий мировой экономический кризис, Начавшийся в 1929 г., вызвал серьезные внутриполитические изменения во всех капиталистических странах. В одних (Англия, Франция и др.) он привел к власти силы, стремившиеся провести широкие внутренние преобразования д ...
Биография К. Калиновского
Викентий Константин Калиновский родился в местечке Мостовляны Гродненского уезда (теперь Белостоцкое воеводство) в шляхетской небогатой семье. Предки Калиновского на протяжении почти ста лет владели имением Калиново под Брянском на границе Российской Империи и Речи Посполитой, но во второй половине XVIII века имение было продано и Калин ...