В экономической сфере римлянам также принадлежат значительные достижения. Известно, что у греков не существовало даже понятия собственности, не говоря о спецификации частной собственности. В Риме же была разработана целая теория собственности. Уже в царский и раннереспубликанский периоды существовало представление о квиритской собственности, т. е. собственности римских граждан. В I-II в. н.э. сложилось понятие частной собственности, под которой понималось право владения, пользования и распоряжения, что в дальнейшем стало достоянием правового общества. В Древнем Риме были выработаны основные виды договоров и контрактов: купля-продажа, наем, залог, ссуда, хранение, аренда, товарищество, поручение, узуфрукт, сервитут и др. Все они и сегодня имеют значение в экономической жизни.
Римлянам принадлежит приоритет во введении единого универсального средства обмена, общего на всем пространстве республики, а затем и империи; это был вначале медный асс, позднее - серебряный сестерций и наконец, золотой солид. Римляне стали практиковать разменную монету, латинское обозначение которой вошло во все европейские языки.
Особо внушительными представляются достижения материальной культуры и техники древних римлян. Достаточно обратиться к архитектуре. Именно римляне изобрели новый строительный материал – бетон, который со II-I в. до н. э. получил широкое распространение и обеспечил повышенную прочность римских построек. Именно римляне усовершенствовали арку и стали первыми использовать сводчато-замковую конструкцию, вытеснившую греческие ордеры. Особенностью этой конструкции была кладка арки из усеченных трапециевидных камней; в центре арки, наподобие клина, вбивался замковый камень; сводчато-замковая арка способна была выдержать несколько этажей: чем больше сила тяжести действовала на замковый камень, тем больше были силы упругости. Эта конструкция стала применяться со II в. до н. э. для строительства мостов, акведуков, базилик и других публичных зданий; мосты порой превышали длиной 3 км, если вспомнить знаменитый, не сохранившийся мост Траяна (98-117) через р. Дунай. Акведуки, или водоводы, подымались на арках над землей, как мосты, и порой были двух- и даже трехэтажными, и достигали десятков и даже сотен километров; самым знаменитым из сохранившихся акведуков является двух-ярусный акведук в Ниме (Франция). Акведуки Рима превышали протяженностью 440 км. Наряду с акведуками строились подземные канализационные каналы; здесь особую известность приобрела Римская клоака.
В городах имелись театры, в которых разыгрывались трагедии и комедии; самым знаменитым из них был римский театр Марцелла I в. до н. э. Римляне первыми стали строить амфитеатры, предназначенные для самых массовых зрелищ - гладиаторских боев, травли диких зверей и т. п. Наибольшей известностью пользовался Колизей I в. до н. э.; он вмещал 50 тыс. зрителей; на его арене могли биться 2 тыс. гладиаторов одновременно; вдоль сидений по специальным желобкам подавалась холодная вода, освежавшая и наполнявшая ароматами атмосферу зрелищ; подземные помещения Колизея включали в себя тренажерные залы, клетки для зверей, медицинские амбулатории и анатомические помещения. Римляне возводили цирки, в которых устраивались скачки на квадригах, колесницах, запряженных четверкой лошадей.
Города украшали величественные храмы. Самым выдающимся из них был Пантеон, храм “всех богов”; он был возведен Аполлодором Дамасским и увенчан куполом в 43 м. диаметром, остававшимся самым крупным вплоть до эпохи Возрождения.
В период империи стали строить термы, общественные бани, представлявшие собой сложные комплексы сооружений - массажные залы, парильни, бассейны, серные ванны, а также гимнастические залы, внутренний двор с парком, библиотеку, симпосий и др. Наиболее внушительными были термы Каракаллы III в. до н. э. и Диоклетиана IV в. н. э., вмещавшие 2-3 тыс. посетителей одновременно.
Римляне прославились в строительстве укрепленных лагерей, давших начало многим городам Средиземноморского мира. Укрепленные лагеря вдоль границы империи порой соединялись крепостными стенами, образуя сплошную линию фортификации - лимес. Сохранилась стена Адриана, пересекавшая Британию.
Римское государство славилось высококачественными дорогами. В период империи были проложены 372 дороги, общей протяженностью более 80 тыс. км. Более 30 дорог соединялись в Риме. Дорожное полотно выкладывалось в траншее более 1 м глубиной и 4 м шириной, состояло из нескольких слоев - гравия, булыжника, тесаного камня, поставленного на ребро, и каменной плитки, клавшейся на раствор. Существовали милевые знаки, отмечавшие расстояние от Рима.
Поземельное устройство
крестьян
Разумеется, главные трудности заключались в устройстве поземельного положения крестьян; разрешение этого вопроса затруднялось разнообразным положением главных условий, созданных историей. Вот основания этого устройства.
Крестьяне, выходившие из крепостной зависимости, обязательно наделялись землею в количестве, необходимом для обеспече ...
Россия от февраля до октября 1917 г. Альтернативы развития страны
Февральская революция сделала Россию одной из самых свободных стран. Формально перед ней открывались уже проторенные историей пути развития буржуазной демократии западноевропейского типа. Достаточно весомые предпосылки для такого варианта развития создавал блок либеральной буржуазии, возглавляемый партией кадетов, с революционно-демокра ...
Военная реформа Петра I и
реформы органов управления
Военная реформа была первоочередным преобразовательным делом Петра. Она была наиболее продолжительной и самой тяжелой как для него самого, так и для народа.
Заслугой Петра является создание регулярной российской армии. Московские стрелецкие полки Петр I расформировал и с помощью преображенцев и семеновцев, выросших из «потешных» полков ...