Из истории Новосибирска было незаслуженно вычеркнуто имя одного из замечательных представителей первопроходцев Великого Сибирского пути Николая Михайловича Тихомирова, который внес свой солидный вклад в дело основания города.
В книге "Вековой путь на службе Отечеству" говорится следующее: "Его стараниями была построена пожарная каланча – для часто горевшего деревянного Ново-Николаевска объект чрезвычайно важный". Долгое время пожарный обоз находился на территории начальника IX участка службы пути. "Тихомировская ограда" - так долго её называли. А. Брат приводит выписку из одного документа: "Милостивый Государь, Николай Михайлович! Общее собрание членов Новониколаевского Пожарного общества 8-ого февраля 1899 года единогласно избрало Вас Почетным Членом помянутого общества…". Также он подробно рассказывает о каланче, которую якобы построил Н. М. Тихомиров: "Кирпичная пожарка была выстроена в виде корабля с капитанской будкой и высоченной трубой-каланчой, на которой крупными буквами вывели девиз: "Один за всех, и все за одного!".
В книге "100 лет пожарной охране" говорится о том, что Н.М.Тихомиров действительно был инициатором создания Добровольного пожарного общества (ДПО), помог жителям посёлка направить повторное обращение к томскому губернатору с просьбой выделить средства для борьбы с пожарами и утверждается, что здание пожарного депо, где позже разместится телефонная станция, было создано в 1903 году, когда Тихомирова уже не было в живых. На фотографии освящения здания в 1903 году депо нет той самой каланчи с надписью, это было совершенно другое здание. А на фото ДПО 1987 года вообще нет никакой каланчи. В книге "Времён связующая нить", рассказывающей об истории создания городской телефонной сети, сообщается, что Добровольное пожарное общество занималось устройством сети общего пользования.
До 1903 года в Ново-Николаевске не было каланчи, а Тихомиров умер в 1900-м. В 1903 построили на средства ДПО и пожертвования горожан здание депо, которое позже арендовала первая телефонная станция. Это здание находилось на территории современной фабрики "Синар". Каланча, которую якобы построил Тихомиров, как утверждал А. Брат, находилась там, где сейчас стоит стоквартирный дом. Действительно, там была каланча с той самой надписью "Один за всех, и все за одного", но она была построена лишь в 1906 году на средства города. Интересно, что в городском краеведческом музее утверждают, что Тихомиров построил в 1897 году кирпичную каланчу.
Таким образом, Николай Михайлович в 1897 году не строил каланчу, а просто организовал Добровольное пожарное общество. Этим Н.М.Тихомиров буквально спас Новониколаевск. Ведь деревянный город постоянно страдал от пожаров, гибли сотни людей, скот, сгорало имущество.
Здание депо Добровольного пожарного общества
Также примечателен тот факт, что Николай Михайлович, как создатель Добровольного пожарного общества, имеет косвенное отношение к телефонизации города. Совершенно ясно, что деятельность Тихомирова в этой области должна заслуживать особого внимания и почёта.
Политика государства по отношению к добровольным организациям начала осознанно формироваться со второй половины XIX в. и весь дореволюционный период постоянно подвергалась существенной трансформации. Подобные действия самодержавия являлись ответом на расширение общественного движения и его наметившуюся политизацию. В свою очередь, и деятельность организаций становилась реакцией на действия власти. Проследить эволюцию их взаимоотношений можно по регламентации рассматриваемых объединений.
Войны Речи Посполитой второй половины XVII- первой
четверти XVIII веков. Войны Речи Посполитой с Турцией
Турецкая феодальная агрессия против стран Восточной и Центральной Европы, усилившаяся во второй половине XVII в., привела к тяжелым последствиям для Речи Посполитой.
В конце 1666 и начале 1667 г. крымские татары, действуя по приказу Порты, вторглись на Украину. Это было началом тяжелой войны, затянувшейся более чем на 30 лет. В первые ...
Социальная и экономическая политика Петра I
В России в годы царствования Петра произошел резкий экономический скачок. Промышленное развитие проходило невиданными темпами: за первую четверть XVIII в. возникло не менее 200 мануфактур вместо тех 15-20 , которые существовали в конце XVII в.
Самая главная особенность экономического бума начала XVII века состояла в определяющей роли с ...
Красное море.
Красное море – его длина 2350 км и ширина 350 км, в самой широкой части (в районе Эритреи) – подобно длиной трубе соединяет Средиземное море и Индийским океаном. С геологической точки зрения, оно пролегает в одной из опасных зон планеты- на длинном разломе протянувшимся от великих озер и восточной Африки, до залива Акаба и долины реки ...