Из истории Новосибирска было незаслуженно вычеркнуто имя одного из замечательных представителей первопроходцев Великого Сибирского пути Николая Михайловича Тихомирова, который внес свой солидный вклад в дело основания города.
В книге "Вековой путь на службе Отечеству" говорится следующее: "Его стараниями была построена пожарная каланча – для часто горевшего деревянного Ново-Николаевска объект чрезвычайно важный". Долгое время пожарный обоз находился на территории начальника IX участка службы пути. "Тихомировская ограда" - так долго её называли. А. Брат приводит выписку из одного документа: "Милостивый Государь, Николай Михайлович! Общее собрание членов Новониколаевского Пожарного общества 8-ого февраля 1899 года единогласно избрало Вас Почетным Членом помянутого общества…". Также он подробно рассказывает о каланче, которую якобы построил Н. М. Тихомиров: "Кирпичная пожарка была выстроена в виде корабля с капитанской будкой и высоченной трубой-каланчой, на которой крупными буквами вывели девиз: "Один за всех, и все за одного!".
В книге "100 лет пожарной охране" говорится о том, что Н.М.Тихомиров действительно был инициатором создания Добровольного пожарного общества (ДПО), помог жителям посёлка направить повторное обращение к томскому губернатору с просьбой выделить средства для борьбы с пожарами и утверждается, что здание пожарного депо, где позже разместится телефонная станция, было создано в 1903 году, когда Тихомирова уже не было в живых. На фотографии освящения здания в 1903 году депо нет той самой каланчи с надписью, это было совершенно другое здание. А на фото ДПО 1987 года вообще нет никакой каланчи. В книге "Времён связующая нить", рассказывающей об истории создания городской телефонной сети, сообщается, что Добровольное пожарное общество занималось устройством сети общего пользования.
До 1903 года в Ново-Николаевске не было каланчи, а Тихомиров умер в 1900-м. В 1903 построили на средства ДПО и пожертвования горожан здание депо, которое позже арендовала первая телефонная станция. Это здание находилось на территории современной фабрики "Синар". Каланча, которую якобы построил Тихомиров, как утверждал А. Брат, находилась там, где сейчас стоит стоквартирный дом. Действительно, там была каланча с той самой надписью "Один за всех, и все за одного", но она была построена лишь в 1906 году на средства города. Интересно, что в городском краеведческом музее утверждают, что Тихомиров построил в 1897 году кирпичную каланчу.
Таким образом, Николай Михайлович в 1897 году не строил каланчу, а просто организовал Добровольное пожарное общество. Этим Н.М.Тихомиров буквально спас Новониколаевск. Ведь деревянный город постоянно страдал от пожаров, гибли сотни людей, скот, сгорало имущество.
Здание депо Добровольного пожарного общества
Также примечателен тот факт, что Николай Михайлович, как создатель Добровольного пожарного общества, имеет косвенное отношение к телефонизации города. Совершенно ясно, что деятельность Тихомирова в этой области должна заслуживать особого внимания и почёта.
Политика государства по отношению к добровольным организациям начала осознанно формироваться со второй половины XIX в. и весь дореволюционный период постоянно подвергалась существенной трансформации. Подобные действия самодержавия являлись ответом на расширение общественного движения и его наметившуюся политизацию. В свою очередь, и деятельность организаций становилась реакцией на действия власти. Проследить эволюцию их взаимоотношений можно по регламентации рассматриваемых объединений.
Право собственности по Псковской судной грамоте
Больше половины всех статей грамота посвящает нормам гражданского права. В ней имеется ряд статей, регулирующих право собственности ( вещное право). Прежде всего грамота различает имущество движимое (живот) и недвижимое (отчина). К недвижимому имуществу относятся пахотная земля, земля под лесом, борть (пасека)[25], двор, клеть. Грамота ...
Вклад (Ибрая) Алтынсарина (1841-1889) в просветительство Казахстана.
Крупный казахский просветитель Ибрай Алтынсарин широко известен в истории общественной мысли, культуры и литературы казахского народа как выдающийся педагог- новатор и организатор новых школ, этнограф, фольклорист, поэт, прозаик и переводчик произведений русских классиков, в частности, басен Крылова[66].
Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин роди ...
Политический строй
Говоря о политическом устройстве России той эпохи, дореволюционные историки, как правило, подчеркивали существенную его особенность по сравнению с политическим строем западноевропейских государств. Так, славянофилы отрицали наличие в XVI-XVII вв. в России самодержавной власти и указывали на участие «земли» (земских соборов) в управлении ...