Содержанием истории как науки является исторический процесс. Он раскрывается в явлениях человеческой жизни, которые касаются жизни народов и государств, деятельности отдельных лиц, международных отношений.
В процессе изучения истории у человека формируется историческое сознание, в содержание которого входит ряд элементов:
1) знание фактов истории; 2) способность рассматривать реальную действительность во всех трех временных измерениях: в прошлом, настоящем, будущем; 3) обобщенный исторический опыт и вытекающие из него уроки истории; 4) социальное прогнозирование на основе изучения общественных процессов.
Итак, историческое сознание является синтезом исторического знания, осмысленного исторического опыта, вытекающих из него уроков истории и научного прогноза будущего.
При формировании исторического сознания важную роль играет знание и учет принципов изучения истории-объективности и историзма.
Принцип объективности означает рассмотрение каждого исторического явления в его многогранности и противоречивости, изучение всех фактов в их совокупности и соответствии исторической реальности, во всей полноте исторической правды. История не может быть “плохой” или “хорошей”. Ее следует представлять такой, какой она была в действительности.
Принцип историзма означает рассмотрение исторических фактов и событий в связи с конкретно-исторической обстановкой. Он позволяет избежать абстрактных, вневременных оценок при анализе исторических фактов, явлений и личностей.
Освоение целинных земель. Этапы освоения целины
В 1954 г. ЦК КПСС принял решение о расширении посевных площадей в стране за счет освоения целинных земель в северных районах Казахстана, в Сибири, на Урале и Северном Кавказе. Это были зоны рискованного земледелия с очень уязвимыми к эрозии почвами и недостаточной увлажненностью. Их распашка означала отказ от интенсивных методов агротех ...
Дальний Восток в 1906-1917 гг.
Рассмотрим теперь последний, наиболее интенсивный период в заселении и хозяйственном освоении Приамурья и Приморья накануне Великой Октябрьской социалистической революции — с 1906 по 1917 г. Необходимость освещения этого периода в отдельной главе объясняется целым рядом специфических особенностей. Как известно, период с 1906 по 1917 г. ...
Исторический опыт российского парламентаризма (1906-1917 гг.)
На всех этапах российского исторического процесса накапливался опыт формирования и функционирования представительных органов, что было следствием естественного стремления широких масс населения к выражению своих интересов в решении задач государственного управления, общественного развития. Новгородское вече, Боярская дума, Земский собор ...