Для ряда европейских стран второй половины XVIII в. характерно проведение политики так называемого «просвещенного абсолютизма», которая выражалась в уничтожении «сверху» и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов. Екатерина II даже считала себя ученицей французских просветителей - Вольтера (1694 – 1778 гг.), Руссо (1712-1778 гг.), Монтескье (1689 – 1755 гг.), Дидро (1713 - 1784 гг.), Даламбера (1717 – 1783 гг.).
Политика «просвещенного абсолютизма», проводимая в России Екатериной II, выражалась в намерении провести некоторые минимальные мероприятия, способные, с одной стороны, предотвратить народное движение против крепостнической системы, а с другой – облегчить приспособление помещичьего хозяйства и дворянства к новым, буржуазным отношениям, развивающимся в стране.
Одним из наиболее ярких проявлений «просвещенного абсолютизма» явилась Комиссия по составлению нового Уложения. Созыв Комиссии был обусловлен необходимостью кодификации законов, т.к. действовавшее Соборное Уложение 1649г. устарело.
К выборам в Комиссию были привлечены не только дворяне и купцы, но и государственные крестьяне. Для Комиссии Екатерина составила наказ, содержавший в первоначальной редакции некоторые мысли просветительской философии XVIII в Привезли с собой наказы и депутаты Комиссии. Для наказов дворянства и купцов была характерна сословная ограниченность. Наказы государственных крестьян отразили тяжелое положение этой категории населения.
В дебатах депутатов Уложенной комиссии находит выражение острая борьба трех основных направлений по проблемам модернизации общественного устройства России: консерваторов, умеренных и реформаторов. Крайне правое крыло, отстаивающее сохранение в неизменном виде существующих порядков, представлял князь М. М. Щербатов. Часть депутатов, наиболее известными из которых стали Г. Коробьин, Я. И. Козельский, предлагали нормировать законом барщину и оброк, предоставить крепостным право движимой собственности.
Третья, наиболее последовательная и радикальная группа, не имея возможности выступать открыто, сформировалась за пределами Уложенной комиссии. Такие ее представители, как А. Я. Поленов, а позднее Н. И. Новиков и А. Н. Радищев, в духе теории естественного права отстаивали неразумность и несправедливость крепостного права, его экономическую неэффективность и опасность для общества в целом.
В конце 1768г., под предлогом начавшейся русско-турецкой войны Екатерина прервала заседания Комиссии, чтобы больше их не возобновлять.
В XVIII в. продолжало расширяться крепостное право как в количественном, так и в качественном отношении, то есть одновременно все большее число лиц попадало в крепостную зависимость и все более расширялись границы власти владельца над крепостными.
По указу 1765г. помещики получили право ссылать своих крестьян на каторгу. В 1767г. крестьянам было запрещено жаловаться на своих господ под угрозой жестокого наказания. Крепостные люди были признаны частной собственностью землевладельца, правовое положение крепостных приближалось к рабству.
Высшим проявлением дальнейшего обострения классовой борьбы в стране стала крестьянская война 1773-1775 гг. Она началась в восточных районах империи, где классовые противоречия были особенно острыми. В сентябре 1773 г. донской казак Е.И. Пугачев, обьявивший себя императором Петром Ш, собрал значительные силы и в октябре осадил Оренбург. К восставшим казакам и крестьянам примкнули работные люди горных заводов и местные народности: татары, мордва, чуваши и особенно башкиры.
Культура Речи Посполитой во второй половине XVII и
первой половине XVIII в.
Свою отрицательную роль сыграли и законодательные постановления, ограничивавшие доступ людей «низких» сословий в науку. Резко усилился религиозный фанатизм шляхты, проявлявшийся, в частности, в многочисленных «ведовских процессах», пытках и сожжении «ведьм». Латинский язык опять занял командные позиции, и целый поток латинизмов внедрялс ...
Общественно-политические процессы в СССР в 1945 - 1984 гг
После победы в Великой Отечественной войне среди общественных настроений доминировала надежда на лучшую жизнь. Война изменила частично общественное сознание. Она приучила многих критически мыслить, инициативно действовать, брать на себя ответственность. Особенно это коснулось молодого поколения, в среде которого возникают молодежные гру ...
Особенности жизни старообрядцев в Сибири.
В старообрядческой среде, как ни в какой другой, сохранились исконно русские национальные традиции. Это касается образа жизни, строений, патриархального уклада, обрядов и обычаев, ведения хозяйства, а самое главное – сохранилась вера, мировосприятие, нравственные устои. Трудолюбие воспитывалось с детства. Семейный уклад был направлен на ...