Особое место в этом процессе занимала личность М. М. Сперанского, автора всеобъемлющей системы обновления государственного управления в России. В конце 1809 г. Сперанский завершил разработку "Введения к уложению государственных законов", предполагавшего превращение России из самодержавного государства в конституционное, имеющее законодательные преграды на пути возрождения деспотизма.
По плану Сперанского предусматривалось три параллельных ряда учреждений - законодательных, судебных и исполнительных ( административных).
Законодательный ряд образовывали выборные думы -от волостной до Государственной . Судебная власть состояла из выборных волостных, уездных, губернских судов. Высшую судебную инстанцию составлял Сенат, члены которого избирались пожизненно Государственной думой и утверждались императором. Исполнительной властью являлись выборные правления - волостные, уездные и губернские. Высшая исполнительная власть - министры - назначались государем. Для объединения и согласования действий высших государственных учреждений создавался Государственный Совет.
Население России по проекту М. М. Сперанского предполагалось разделить на три сословия : дворяне, среднее сословие (купцы, мещане, государственные крестьяне) и "народ рабочий" ( помещичьи крестьяне, рабочие и домашние слуги). Крепостное право сохранялось и третье сословие не получало избирательных прав.
Дальновидные проекты Сперанского не получили практического воплощения в жизнь. Ограниченные преобразования, начатые в 1810 г., вылились в создание Государственного Совета с 4-мя департаментами (законов, военных дел, дел гражданских и духовных, государственной экономии); учрежденные в 1802 г. министерства реорганизовались через открытие новых, упразднение министерства коммерции, деление на департаменты, создание "главных управлений".
Но ни одна из реформ государственного аппарата, проведенных в тот период, ни в какой степени не затронула основ феодально-абсолютистского строя. А Сперанский в 1812 г. был уволен и выслан из столицы.
Под руководством главы российской администрации в Польше, близкого друга и помощника Александра 1 Н.Н. Новосильцева, к 1820 г. был разработан проект "Уставной грамоты Российской империи" - первой конституции за всю историю России. Конституционный проект предусматривал создание двухпалатного парламента (Государственного сейма и Государственной думы), без которого монарх не мог издать ни одного закона, неприкосновенность собственности, независимость суда, равенство всех граждан перед законом, гражданские свободы, федеративное устройство России. Вопрос о крепостном праве в этом тайном проекте конституции не рассматривался. Этому были посвящены специальные, также сугубо секретные проекты, предлагавшиеся А. А. Аракчеевым и министром финансов России Д. А. Гурьевым.
Вотчина в трудах советских историков
Широкую известность и признание приобрели построения В.О. Ключевского, который обнаружил одно парадоксальное явление в экономике средневековой Руси. Он писал: «История нашего общества изменилась существенно, если бы в продолжение восьми-девяти столетий народное хозяйство не было историческим противоречием природе страны»[9].
Совещание ...
Словакия в конце XVIII–первой половине XIX в.
В конце XVIII–начале XIX в. развитие словацкого народа проходило уже в достаточно определенных культурных и этнических границах в рамках Венгерского королевства, входившего в состав монархии Габсбургов. Словацкая экономика находилась в зависимости от общевенгерского уровня, а общественная жизнь от общеполитического движения венгров. Наи ...
Интересы какого слоя, социальной группы он выражал
Развивая марксизм, Ленин оставался на позиции установления диктатуры пролетариата, ядром которой должна была стать коммунистическая партия. В программе РСДРП было записано: «Необходимое условие этой социальной революции составляет диктатура пролетариата, т.е. завоевание пролетариатом такой политической власти, которая позволит ему подав ...