Особое место в этом процессе занимала личность М. М. Сперанского, автора всеобъемлющей системы обновления государственного управления в России. В конце 1809 г. Сперанский завершил разработку "Введения к уложению государственных законов", предполагавшего превращение России из самодержавного государства в конституционное, имеющее законодательные преграды на пути возрождения деспотизма.
По плану Сперанского предусматривалось три параллельных ряда учреждений - законодательных, судебных и исполнительных ( административных).
Законодательный ряд образовывали выборные думы -от волостной до Государственной . Судебная власть состояла из выборных волостных, уездных, губернских судов. Высшую судебную инстанцию составлял Сенат, члены которого избирались пожизненно Государственной думой и утверждались императором. Исполнительной властью являлись выборные правления - волостные, уездные и губернские. Высшая исполнительная власть - министры - назначались государем. Для объединения и согласования действий высших государственных учреждений создавался Государственный Совет.
Население России по проекту М. М. Сперанского предполагалось разделить на три сословия : дворяне, среднее сословие (купцы, мещане, государственные крестьяне) и "народ рабочий" ( помещичьи крестьяне, рабочие и домашние слуги). Крепостное право сохранялось и третье сословие не получало избирательных прав.
Дальновидные проекты Сперанского не получили практического воплощения в жизнь. Ограниченные преобразования, начатые в 1810 г., вылились в создание Государственного Совета с 4-мя департаментами (законов, военных дел, дел гражданских и духовных, государственной экономии); учрежденные в 1802 г. министерства реорганизовались через открытие новых, упразднение министерства коммерции, деление на департаменты, создание "главных управлений".
Но ни одна из реформ государственного аппарата, проведенных в тот период, ни в какой степени не затронула основ феодально-абсолютистского строя. А Сперанский в 1812 г. был уволен и выслан из столицы.
Под руководством главы российской администрации в Польше, близкого друга и помощника Александра 1 Н.Н. Новосильцева, к 1820 г. был разработан проект "Уставной грамоты Российской империи" - первой конституции за всю историю России. Конституционный проект предусматривал создание двухпалатного парламента (Государственного сейма и Государственной думы), без которого монарх не мог издать ни одного закона, неприкосновенность собственности, независимость суда, равенство всех граждан перед законом, гражданские свободы, федеративное устройство России. Вопрос о крепостном праве в этом тайном проекте конституции не рассматривался. Этому были посвящены специальные, также сугубо секретные проекты, предлагавшиеся А. А. Аракчеевым и министром финансов России Д. А. Гурьевым.
Результаты реформы
Реформы, проводимые в России, вызывались старыми причинами и имели дальние цели. Последние 4-5 лет перед первой мировой войной стали периодом ощутимого прорыва во многих отраслях хозяйства, всестороннего прогресса в различных сферах общественной деятельности. Два обильных урожая 1909 и 1910 годов стимулировали хозяйственное развитие. В ...
Послевоенный меры ограничения гонки вооружений
Послевоенные усилия по контролю над ядерными вооружениями можно разделить на пять этапов. Период с 1946 по 1952 был эрой американской ядерной монополии и начала становления советских ядерных сил. В это время отсутствие паритета в вооружениях делало соглашение невозможным. С 1953 по 1960 оба государства совершили рывок в ядерной технолог ...
Начало реформ
Александр I взошел на российский престол, намереваясь осуществить радикальную реформу политического строя России путем создания конституции, гарантировавшей всем подданным личную свободу и гражданские права. Он сознавал, что подобная “революция сверху” приведет фактически к ликвидации самодержавия и готов был в случае успеха удалиться о ...