19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест об отмене крепостного права и “Положение” о новом устройстве крестьян. По “Положению” крепостные крестьяне (22,6 млн. человек) получали личную свободу и ряд гражданских прав: на заключение сделок, открытие торговых и промышленных заведений, переход в другие сословия и т. д. Закон исходил из принципа признания за помещиком права собственности на всю землю в имении, в том числе и на крестьянскую надельную. Крестьяне считались лишь пользователями надельной земли, обязанными отбывать за нее установленные повинности — оброк или барщину. Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика. Выкупную операцию взяло на себя государство: казна выплачивала помещикам сразу 75—80 % выкупной суммы, остальная доплачивалась крестьянином.
Реформа 1861 г. не только сохранила, но еще больше увеличила помещичье землевладение за счет сокращения крестьянского. 1,3 млн. крестьян фактически остались безземельными. Надел остальных крестьян в среднем составлял 3—4 десятины, тогда как для нормального жизненного уровня крестьянина, за счет сельского хозяйства при существовавшей агротехнике требовалось от 6 до 8 десятин земли.
В 1863 г. реформа была распространена на удельных и дворцовых крестьян, в 1866 г. — на государственных крестьян.
Недостаток почти половины необходимой крестьянам земли, сохранение в деревне кабальных, полукрепостнических форм эксплуатации крестьян, искусственное повышение цен при продаже и аренде земли являлись источником нищеты и отсталости пореформенной деревни и в конечном счете привели к резкому обострению аграрного вопроса на рубеже XIX—XX вв.
Отмена крепостного права обусловила необходимость проведения других реформ в стране — в области управления, суда, образования, финансов, в военном деле. Они тоже носили половинчатый характер, сохранили господствующие позиции за дворянством и высшим чиновничеством, не давали действительного простора для самостоятельного проявления общественных сил.
В 1864 г. в уездах и губерниях России были созданы земства. Землевладельцы, купцы, фабриканты, домовладельцы и сельские общины получили право избирать из своей среды земских гласных. Уездные гласные собирались один раз в год на земские собрания, на которых они выбирали исполнительный орган — земскую Управу и гласных в губернское собрание. В ведении земств находились: строительство дорог местного значения, народное образование, здравоохранение, страхование от пожаров, ветеринарная служба, местная торговля и промышленность. Земства находились под контролем местной и центральной власти — губернатора и министра внутренних дел, которые имели право приостанавливать любые постановления земств.
В 1870 г. было введено городское самоуправление. В 509 городах России появились городские думы, избираемые на 4 года. Компетенция городских выборных органов была во многом сходной с функциями уездных земств. Главное внимание они обращали на финансовое и хозяйственное состояние городов. Значительная часть городского бюджета тратилась на содержание полиции, органов городского управления, военного постоя и др.
Наряду с реформой местного управления правительство приступило к решению проблемы преобразования судебных учреждений.
В 1864 г. были утверждены судебные уставы, вводившие в России буржуазные принципы судоустройства и судопроизводства. Были провозглашены независимый от администрации суд, несменяемость судей, гласность суда, ликвидация сословных судов (за исключением духовных и военных), введены институты присяжных заседателей, адвокатура и признание равноправия перед судом. Вводился состязательный процесс: обвинение поддерживал прокурор, защиту — адвокат (присяжный поверенный). Было установлено несколько судебных инстанций — мировой и окружной суды. В качестве апелляционных инстанций создавались судебные палаты (уральские губернии находились в ведении Казанской судебной палаты).
Духовное становление Гази-Магомеда
Магомед был внуком ученого Исмаила, родился в селении Гимры. Отец его не пользовался народным уважением, не иным особенных способностей и придерживался вина. Когда Магомеду минуло десять лет, отец отправил его к другу в Каранай где он и обучился арабскому языку. Он окончил свое образование в Араканах у Сагида-Эфенди, славящегося своею у ...
Проникновение в Монголию капиталистических держав
Колониальная агрессия и проникновение капиталистических держав в Китай оказали сильное влияние на Монголию. Монгольский скот и сырье начали вывозиться в капиталистические страны. Царская Россия считала Монголию сферой своего влияния. Расширялась русско-монгольская торговля. В Урге открылись американские, английские, немецкие фирмы, акти ...
Цивилизационный подход в изучении истории.
Смысл истории: История это движение времени и познания этого процесса. Историческая наука – точная наука, в ней нет ничего абстрактного. С другой стороны задачи исторических наук является понимание адекватности наших представлений исторического прошлого. Основной типологической единицей является цивилизация. Цивилизация имеет следующие ...