Крайней противоречивостью отличался процесс культурного развития, когда пришлось преодолевать форсированными методами относительную отсталость России от развитых капиталистических стран, разрыв в уровне культуры между социальными слоями населения, между различными народами страны.
Впечатляют количественные показатели в области просвещения. Если до революции более 70 % взрослого населения страны было неграмотным, то уже к 1927/28 учебному году грамотное население городов составляло около 80 %, села — более 43,3 %. В годы первых пятилеток решались задачи перехода к обязательному начальному и семилетнему обучению детей школьного возраст. К 1937 г. Советский Союз вышел на 1-е место в мире по числу учащихся, по темпам и объему подготовки специалистов.
Но издержки форсированных темпов культурного строительства во многом обесценивали массовость школьного образования, успехи в формировании новой интеллигенции, достижения в области литературы и искусства. Главным качеством интеллигенции считалась не образованность, а то, что “она готова служить народам СССР верой и правдой”. Не была достигнута главная цель культурных преобразований — подлинная цивилизованность общества. Видимо, оказалась недостижимой и утилитарная задача — формирование новой социалистической личности, человека нового типа.
Сложной и важной проблемой в послереволюционной истории отечества являлась национальная политика Советского государства. Основы ее были заложены еще до Октябрьской революции, когда в работах теоретиков марксизма и в программных документах РСДРП были намечены пути решения национального вопроса, предполагавшие равенство наций и языков, право на самоопределение, широкую областную автономию.
С первых дней советской власти складывалось многонациональное государство, которое строилось как федерация республик:
РСФСР, Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджана. В состав РСФСР входили 8 автономных республик и 11 автономных областей. В марте 1922 г. Грузия, Армения, Азербайджан заключили договор об образовании Закавказской Социалистической Федерации Советских Республик (ЗСФСР).
В ходе дискуссий по вопросам национально-государственного строительства возобладала точка зрения В.И. Ленина, считавшего что необходимо объединить независимые советские республики в единый государственный союз. Это помогло бы укрепить обороноспособность, восстановить экономику и создать единый плановый народнохозяйственный комплекс, ускорить социальное и культурное развитие всех народов. Формой такого объединения должна была стать федерация, построенная на принципах добровольного согласия республик. Федерация могла лучше учесть интересы и национальные различия республик и наладить сотрудничество народов, преодолев тяжелое национальное наследие.
Имелись и другие точки зрения на будущее многонациональное государство: конфедерация (форма государственного устройства, когда образующие конфедерацию государства полностью сохраняют свою независимость и создают некоторые объединенные органы для координации определенных действий), унитарное государство (территория подразделяется только на административно-территориальные единицы — губернии, области, районы и т. д.). Комиссия под председательством И. В. Сталина подготовила проект, в основе которого лежала идея “автономизации”, то есть вхождения республик в состав РСФСР на правах автономии. После острых дискуссий в основу проекта Союзного договора легли ленинские идеи о федерации.
30 декабря 1922 г. был созван I съезд Советов СССР, который утвердил Декларацию об образовании СССР и Союзный договор, избрал союзный ЦИК и СНК. И съезд Советов СССР в 1924 г. принял первую Конституцию СССР.
В процессе продолжающегося национально-государственного строительства происходит национальное размежевание и образование новых республик. В 1925 г. в состав СССР вошли Узбекская ССР и Туркменская ССР, входившие до этого в состав Туркестанской АССР (апрель 1918 г. – октябрь 1924 г.). В 1929 г. была образована Таджикская ССР (с октября 1924 г. до октября 1929 г. входила в состав Узбекской ССР на правах автономии), вступившая в состав СССР. К 1941 г. союзных республик стало 16, автономных республик — 20, автономных областей — 9, национальных округов — 10.
Свобода.
В «Истории восстания народа польского 1863 и 1864», Б. Лимановский пишет: «Был он [Калиновский] искренним народником. Исповедовал убеждение, что только крестьянское восстание вернет свободу литовским народам. Народ для него не был одним только средством, но в первую очередь целью. Освобождение крестьян, превращение их в граждан – вот гл ...
«Анадырь»
К июлю 1962 Генеральный штаб уже разработал операцию прикрытия под кодовым названием «Анадырь».
Ракеты и прочую технику, а также личный состав доставили в шесть разных портов от Североморска до Севастополя. Для переброски войск выделили 85 кораблей. Ни один капитан перед отплытием не знал о содержимом трюмов, а также о пункте назначени ...
Социальные и организационные проблемы военных реформ 20-30-х годов ХХ века
В отечественной истории на различных этапах экономического, политического и социального развития государства неоднократно проводились коренные изменения и преобразования в военном строительстве, в сфере решения оборонных задач в целом (реформы Ивана IV в середине XVI в., Петра I в первой четверти XVIII в.; Д.А. Милютина в 60-70-х гг. XI ...