Крайней противоречивостью отличался процесс культурного развития, когда пришлось преодолевать форсированными методами относительную отсталость России от развитых капиталистических стран, разрыв в уровне культуры между социальными слоями населения, между различными народами страны.
Впечатляют количественные показатели в области просвещения. Если до революции более 70 % взрослого населения страны было неграмотным, то уже к 1927/28 учебному году грамотное население городов составляло около 80 %, села — более 43,3 %. В годы первых пятилеток решались задачи перехода к обязательному начальному и семилетнему обучению детей школьного возраст. К 1937 г. Советский Союз вышел на 1-е место в мире по числу учащихся, по темпам и объему подготовки специалистов.
Но издержки форсированных темпов культурного строительства во многом обесценивали массовость школьного образования, успехи в формировании новой интеллигенции, достижения в области литературы и искусства. Главным качеством интеллигенции считалась не образованность, а то, что “она готова служить народам СССР верой и правдой”. Не была достигнута главная цель культурных преобразований — подлинная цивилизованность общества. Видимо, оказалась недостижимой и утилитарная задача — формирование новой социалистической личности, человека нового типа.
Сложной и важной проблемой в послереволюционной истории отечества являлась национальная политика Советского государства. Основы ее были заложены еще до Октябрьской революции, когда в работах теоретиков марксизма и в программных документах РСДРП были намечены пути решения национального вопроса, предполагавшие равенство наций и языков, право на самоопределение, широкую областную автономию.
С первых дней советской власти складывалось многонациональное государство, которое строилось как федерация республик:
РСФСР, Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджана. В состав РСФСР входили 8 автономных республик и 11 автономных областей. В марте 1922 г. Грузия, Армения, Азербайджан заключили договор об образовании Закавказской Социалистической Федерации Советских Республик (ЗСФСР).
В ходе дискуссий по вопросам национально-государственного строительства возобладала точка зрения В.И. Ленина, считавшего что необходимо объединить независимые советские республики в единый государственный союз. Это помогло бы укрепить обороноспособность, восстановить экономику и создать единый плановый народнохозяйственный комплекс, ускорить социальное и культурное развитие всех народов. Формой такого объединения должна была стать федерация, построенная на принципах добровольного согласия республик. Федерация могла лучше учесть интересы и национальные различия республик и наладить сотрудничество народов, преодолев тяжелое национальное наследие.
Имелись и другие точки зрения на будущее многонациональное государство: конфедерация (форма государственного устройства, когда образующие конфедерацию государства полностью сохраняют свою независимость и создают некоторые объединенные органы для координации определенных действий), унитарное государство (территория подразделяется только на административно-территориальные единицы — губернии, области, районы и т. д.). Комиссия под председательством И. В. Сталина подготовила проект, в основе которого лежала идея “автономизации”, то есть вхождения республик в состав РСФСР на правах автономии. После острых дискуссий в основу проекта Союзного договора легли ленинские идеи о федерации.
30 декабря 1922 г. был созван I съезд Советов СССР, который утвердил Декларацию об образовании СССР и Союзный договор, избрал союзный ЦИК и СНК. И съезд Советов СССР в 1924 г. принял первую Конституцию СССР.
В процессе продолжающегося национально-государственного строительства происходит национальное размежевание и образование новых республик. В 1925 г. в состав СССР вошли Узбекская ССР и Туркменская ССР, входившие до этого в состав Туркестанской АССР (апрель 1918 г. – октябрь 1924 г.). В 1929 г. была образована Таджикская ССР (с октября 1924 г. до октября 1929 г. входила в состав Узбекской ССР на правах автономии), вступившая в состав СССР. К 1941 г. союзных республик стало 16, автономных республик — 20, автономных областей — 9, национальных округов — 10.
Причины неудачи аграрной реформы
Пока шла революция, крестьяне почти не выходили из общины. Ходил слух, что тем, кто выйдет, не будет прирезки земли от помещиков. Но затем укрепление общинных земель пошло быстрее, тем более что власти всяческих к этому подталкивали. В 1908 году по сравнению с 1907 годом число укрепившихся домохозяев увеличилось в 10 раз и превысило пол ...
Попытки модернизации гос-го строя России в первой полов. XIX
в. Сперанский М.М., Новосильцев Н.Н
Особое место в этом процессе занимала личность М. М. Сперанского, автора всеобъемлющей системы обновления государственного управления в России. В конце 1809 г. Сперанский завершил разработку "Введения к уложению государственных законов", предполагавшего превращение России из самодержавного государства в конституционное, имеюще ...
Причины перелома в войне на Тихом океане
В начальный период второй мировой войны внешняя политика Японии окончательно переориентировалось на южное, тихоокеанское направление. Ее идеологической основой стала концепция «Великого восточноазиатского пространства»
-
это было формирование единого военного, политического, экономического, культурного пространства в Юго-Восточной Ази ...