Застой в экономике и общественно-политических областях оказал негативное воздействие и на советскую внешнюю политику.
Как отмечалось на XIX конференции КПСС: “Добиваясь военно-стратегического паритета, в прошлом не всегда использовали возможности обеспечить безопасность государства политическими средствами и в результате дали втянуть себя в гонку вооружений, что не могло не сказаться на социально-экономическом развитии страны и на ее международном положении”. Нередко решения в области внешней политики принимались без учета возможной реакции мирового сообщества. Примером этого может служить ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 г.
После 1985 г. начинается новый внешнеполитический курс советского государства на основе так называемого нового политического мышления. Этот курс исходил из тезиса о многообразном, взаимозависимом и целостном мире. Провозглашалась невозможность решения международных проблем силовыми методами. Универсальным способом решения международных вопросов объявлялся баланс интересов, приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми. Советское руководство осознало реальную угрозу ядерного самоуничтожения человечества, невозможность экономики дальше выдержать колоссальную нагрузку холодной войны.
В ходе обновления внешней политики СССР были выведены советские войска из Афганистана, нормализованы отношения с Китаем. Заключенные с США договоры об уничтожении ракет средней и малой дальности и о сокращении стратегических вооружений означали начало принципиально новой тенденции к сокращению ядерного оружия.
Однако, несмотря на серьезный поворот от конфронтации к сотрудничеству между государствами с различными социальными системами и отказ от идеи мировой революции, новое политическое мышление складывалось постепенно и еще медленнее переводилось на язык конкретных политических инициатив. В 1985—1988 гг. в ней продолжал оказываться пропагандистский налет. Тем не менее СССР выступил инициатором ликвидации международной конфронтации и “холодной войны” в отношениях между государствами.
С 1989 г. идеологические принципы стали оказывать все меньшее влияние, на внешнюю политику СССР. На первый план во внешней политике выступили не идеи мировой революции, а общечеловеческие, мировые глобальные проблемы: спасение человечества от ядерной войны, экологической катастрофы, нищеты, голода, болезней и т. д.
Глобальные проблемы человечества можно решить лишь сообща на основе взаимодействия всех государств, а для этого нужно сбросить с плеч народов бремя милитаризма. На гонку вооружений в мире ежегодно расходуется около 1 триллиона долларов, Этих денег с избытком хватило бы на решение всех проблем экологии.
Конструктивное решение международных проблем возможно только путем мирных переговоров, путем учета законных, национальных интересов всех стран мира. В этих условиях неимоверно возрастает роль ООН в решении международных проблем.
В связи с демократическими революциями в странах Восточной Европы изменились отношения между ними, распался военно-политический союз социалистических государств — Варшавский договор. Эти драматические события, а также распад СССР потребовали от России налаживания новых международных отношений, переоценки имеющихся прежних связей и договоренностей. Прежние союзные республики, став самостоятельными государствами н членами ООН, потребовали от России строить свои отношения с ними на равноправных основах как с субъектами международного нрава. Налаживание отношений с “ближним Зарубежьем” для России стало одним из главных.
«Русское зарубежье». Центры русского
зарубежья в Западной Европе. Имена выдающихся
деятелей русского зарубежья. Историческое значение этого явления.
Понятие «русское зарубежье» возникло и оформилось после Октябрьской революции 1917, когда Россию массово начали покидать беженцы. После 1917 из России выехало около 2-х миллионов человек. В центрах рассеяния – Берлине, Париже, Харбине – была сформирована «Россия в миниатюре», сохранившая все черты русского общества. За рубежом выходили ...
Усиление нажима на кальвинистов в 20-е – 60-е гг. XVII в.
20-е годы XVII века прежде отмечены завершением Религиозных войн. французские кальвинисты – гугеноты - были сторонниками швейцарского церковного реформатора Жана Кальвина, выступавшего, как и Мартин Лютер в Германии, против догматов Католической церкви. Большинство протестантов являлись выходцами из «третьего сословия» – провинциальной ...
Введение.
В 19 век Россия вступила как самодержавное государство с феодально-крепостнической системой хозяйства. Численность населения и военная мощь России ставили её на первое место в Европе. Однако экономика России была архаичной, главным образом из-за плохого развития хозяйства (5% помещичьих хозяйств применяли рациональные технологии). Кроме ...