С середины I тысячелетия до нашей эры все более значимую роль в истории Средиземноморья начинает играть Эллада (Греция). К этому периоду греки уже представляли собой сложившуюся народность, несмотря на сохранение племенных делений, а также особенностей в языке и жизненном укладе.
Старая, родовая организация уже была поколеблена далеко зашедшим процессом имущественного расслоения, роста частной собственности и формирования классов. Место родовой организации заняло государство. Специфической формой государства для Древней Греции был полис – античный город-государство.
Античный полис представлял собой гражданскую общину. Принадлежность к этой общине давала отдельным ее членам право собственности на основное средство производства того времени – землю. Однако далеко не все население, проживавшее на территории полиса, входило в состав общины и пользовалось гражданскими правами. Гражданских прав были полностью лишены рабы. Кроме того, в каждом полисе существовали различные категории лично-свободного, но не полноправного населения. К таковым приравнивались, например, переселенцы из других городов и чужестранцы.
В некоторых полисах политическим преимуществом пользовались верхние слои граждан – так называемые "аристократический полис", в других – более широкий круг граждан ("демократический полис"). Однако и те и другие полисы являлись рабовладельческими.
Накануне персидского вторжения Эллада представляла собой совокупность независимых государств-городов с самоуправлением. В силу постоянно меняющейся обстановке эти города-государства то вступали в союз друг с другом, то, наоборот, враждовали между собой.
Ряд греческих полисов – Милет, Эфес, Галикарнас и другие – возник на побережье Малой Азии. Постепенно они превратились в богатые торгово-ремесленные центры. Крупные греческие города – государства возникают на островах архипелага, а также на территории Балканской Греции. Рамки эллинского мира широко раздвигаются в период наибольшего развития греческой колонизации в III веке до н.э. Успешное продвижение греков в северо-восточном направлении приводит к возникновению ряда полисов на восточном (Фасис, Диоскуриада), северном (Феодосия, Херсонес, Пантикапей и Ольвия) и южном (Трапезунд, Синопа) побережье Черного моря. Еще интенсивнее развивается греческая колонизация в западном направлении. Непрерывно растет число греческих колоний на юге Италии и Сицилии. В VI веке их становится так много, что этот район получает название Великой Греции. Греческие города Тарент, Сибарис, Кротон и другие опоясывали кольцом берег Тарентского залива. Затем греки проникли в глубь Южной Италии, где основали колонию Неаполь, а также в восточную часть Сицилии, где основали Сиракузы, Мессану и др. В международной борьбе, которая развернулась в VI- V веках до н.э. в Западном Средиземноморье, полисы Великой Греции становятся все более заметной политической силой.
Однако центром этого обширного эллинского мира городов – государств к началу V века до н.э. является территория собственно Греции на Балканском полуострове. К этому времени здесь выделились два наиболее крупных полиса – Афины и Спарта. Пути развития этих государств были различными. Интенсивный рост производительных сил афинского общества, связанный с развитием морской торговли и ремесла, привел к сравнительно раннему разложению общины. В результате борьбы, развернувшейся в Афинах между широкими слоями (демосом) и родовой аристократией (эвпатриадами), складывается рабовладельческое государство. Позднее это государство приобрело довольно сложную социальную структуру.
Религия.
Свобода, по Калиновскому – своя земля, невысокие налоги, защита только своей страны, недолгая служба в армии, и – своя религия, своя вера.
Такой верой для белорусского мужика является униатство.
«Не один уже, может, позабыл, что отец его был праведной униатской веры, и никогда уже не вспомнит о том, что обратили его в схизму, в правос ...
Начало развития железнодорожного строительства и его влияние на экономику
стран западной Европы.
Первая паровая железная дорога Ливерпуль - Манчестер была открыта в 1830 г. С этого времени началось быстрое развитие железнодорожного транспорта. Затем железнодорожное строительство начали одна за другой европейские страны:
1832-1833 гг.- Франция, Сен-Этьен-Лион, 58 км;
1835 г.- Германия, Фюрт - Нюрнберг, 7 км;
1835 г.- Бельгия, Брю ...
«Столыпинская», Дума
Создание третьеиюньской системы, которую олицетворяла третья Дума, наряду с аграрной реформой было вторым шагом превращения России в буржуазную монархию (первым шагом была реформа 1861 года).
Социально-политический смысл сводится к тому, что цезаризм был окончательно перечеркнут: Дума «крестьянская» превратилась в Думу «господскую».
1 ...