Постоянные войны между полисами - неизлечимая язва греческого народа, со временем она станет для него смертельной. Греки никогда не смогли перешагнуть рамки города-государства, разве что только в мечтах. Гористая цепь, замыкающая отовсюду их горизонты и защищающая полис, одновременно словно сдерживала желание всех этих народностей быть в первую очередь греками: они чувствовали себя, прежде всего афинянами, спартанцами или фиванцами. Союзы, унии, федерации полисов были недолговечны, быстро расторгались и распадались скорее из-за внутренних причин, чем разрушались под действием внешних сил. Как правило, более сильный полис, являвшийся главным членом союза, начиная очень быстро обращаться как с подданными с теми, кого из вежливости он еще называл союзниками: союз превращался в зависимость; с более слабых партнеров взимают дань и тяжелую военную контрибуцию. И все же не было ни одного греческого полиса, который бы не ощущал очень остро своей принадлежности к эллинской общности. От Сицилии до Азии, от городов на африканском побережье до расположенных за Босфором, вплоть до Крыма и Кавказа, "эллины едины по крови, - пишет Геродот, - говорят на одном языке, имеют одних богов, одни храмы, приносят те же жертвы, имеют одинаковые обычаи и нравы". Вступить в союз с варварами против других греков считается изменой. В слово "варвар" не вкладывается унизительного смысла: это просто иностранец, не грек, тот, кто говорит на странном языке, производящем впечатление птичьих голосов, какого-то бормотания: "бар – бар –бар". Ласточка тоже щебечет на варварском языке. Греки не презирают варваров, они восхищаются цивилизацией египтян, халдеев, и других народов, но они чувствуют себя отличными от них тем, что любят свою свободу и не хотят быть "ничьими рабами". "Для рабства варвар рожден, а грек для свободы" – именно ради этого гибнет Ифигения.
Опасность варварского вторжения заставляет греков объединиться. Отнюдь не всех и не надолго: Саламин и Платеи объединяют Грецию не более чем на год. В битве при Платеях греческая армия сражается не только с персами, но и с многочисленными армиями греческих городов, завербованных захватчиками. Великая война за национальную независимость является одновременно и войной междоусобной. Позднее распри между греческими городами проложат путь для македонян и римлян.
Одновременно с великим подъемом, побудившим греков VII и VI веках до н.э. ринуться на завоевание всех жизненных благ, возникло, стремление разобраться в простейших законах природы. Греки хотят постичь окружающий мир, узнать, из чего сделан он и как он сделан и, разгадав его тайны, научится ими управлять. Они изобретают математику и астрономию, закладывают основу физики и медицины. Для кого же делаются все эти открытия и изобретения? Для остальных людей, для их выгоды и удовольствия, но еще не для всего человечества. В первую очередь – для жителей полиса, под которым следует понимать общность граждан, проживающих в одном округе греческой территории. В этих рамках, пока еще весьма ограниченных, греки хотят построить общество, тяготеющее к свободе и уравнивающее своих членов в политических правах. В наиболее развитых греческих полисах это общество основано на принципе народовластия. Таким образом, древние греки создали первую, еще очень не совершенную, форму демократии.
Февральская революция 1917 г. Свержение самодержавной власти
Авторитет царской власти стремительно падал. В немалой степени этому способствовали слухи о скандалах при дворе, о Распутине. Правдоподобность их подтверждалась так называемой "министерской чехардой": за два года войны сменилось четыре председателя Совета министров, шесть министров внутренних дел. Население Российской империи ...
Время альтернатив
«Поскольку исторически Россия изначально формировалась по европейскому типу, элементы его сохранялись. Во время Смуты у страны появилась альтернатива: или по-прежнему идти путем, близким в восточному, и, следовательно, превратиться в обычную деспотию, или вернуться на европейский путь, что означало необходимость предоставления свободы о ...
Сельское хозяйство и торговля
После революции почти полностью были ликвидированы феодальные отношения в деревне. Земли дворян — сторонников Испании и католической церкви — были конфискованы и переданы буржуазии и фермерам.
Развивались торговое земледелие и торговое животноводство, огородничество и садоводство. В земледелии утвердились многополье и плодосменная сист ...