Найти пути разрешения противоречий между правителями и интересами большинства народных масс Абай не сумел. Отсюда Абай не мог до конца выяснить, какова же взаимозависимость общества, закона и личности. Исследуя отношение Абая к закону, мы приходим к убеждению, что он верил в его справедливость. Нарушение закона влекло несправедливость. Он, главным образом, обрушивается на тех, что нарушал закон, а до рассмотрения вопроса, кто, в чьих интересах издавал законы. Абай не дошел.[103]
Абай ненавидел и разоблачал правителей – взяточников, корыстолюбивых судей, невежественных мул, считал их злом на пути ко всенародному благоденствию. Основную силу, способную преодолеть зло, как многие, он видел в науке и просвещении, Раскрывая значение науки и просвещения для общества, он был убежден в их несовместимости со «злом, ложью, хвастовством, бездельем, мотовством». Эти черты казахского общества были ненавистны выдающемуся мыслителю, борьбу с ними он воспринимал как свой первостепенный долг. Расцвета науки, он считал, можно достичь, только постоянно трудясь и приобретая знания. Труд, затраченный на приобретение знаний, всегда благороден и плодотворен. Настойчивое стремление Абая привить молодежи любовь к учению и знаниям выражалось в постоянном обнажении пороков казахского общества, связанных, в первую очередь, с невежеством и темнотой. Изучив все стороны жизни казахского общества, Абай пришел к выводу, что победить эти пороки можно всем казахским обществом сообща. И хоть каждый человек – сам хозяин своей судьбы- но есть судьба всего народа в целом. Жить вне общества или быть лучше его невозможно. У Абая была четко выработанная точка зрения на взаимоотношения с другими народами, населяющими Россию. Основной принцип, которым он руководствовался при этом, был принцип уважения, дружбы и равноправия. «Человеку человечество друг», - заявил гуманист.[104] Политическая по своей глубокой сущности идея международной солидарности угнетенных масс и их единения на основе передовых достижений мировой культуры всегда находила свое философское осмысление и обоснование.
Нельзя разумеется, не считаться с тем, что Абай был прежде всего поэтом. Следовательно, и широким кругам общественности он был известен как поэт. И это справедливо.[105]
Умер Абай в 1904 г.,[106] не успев достигнуть полных шестидесяти лет. Весь казахский народ переживал это событие как свою собственную трагедию. Он был великим человеком, наследие которого еще долго будет служить кристально чистым и живительным родником духовного очищения не одного поколения людей.[107]
Религия.
Постараемся обрести ту глубину чувств, которыми пропитана
Великая религия Древнего Египта, вдохновившая многие более поздние религии или даже частично проникшая в них. Для этого мы должны освободиться от типичных предубеждений и банальностей, зачастую представляющих ее как мрачную чащу – обитель богов с головами чудищ, далеких от любой ...
СССР и сближение Польши и Германии в 1934-1935 гг.
26 января 1934 г. была подписана германо-польская декларация о мирном разрешении споров и неприменении силы. Данное соглашение исключало Польшу из любых систем коллективной безопасности, что было на руку Германии. В Берлине считали «декларацию о ненападении» временным актом. Так Гитлер отмечал, что «вовсе не собирается добиваться взаимо ...
Реконструкция диалога (в приложении представлено только несколько разделов
практической части, привести работу полностью не позволяют требования
«Положения о НКШ «Открытие» к объему исследовательско
С.Ю.Витте
П.А.Столыпин
О реформах
«Прочный консерватизм и прочный порядок могут основываться только на законности, а до тех пор, пока в население не войдет в плоть и в кровь законность, до тех пор можно будет всегда ожидать самых невероятных сюрпризов».
«Сердцем я за самодержавие, умом я за конституцию. Самодержавию я в ...