Найти пути разрешения противоречий между правителями и интересами большинства народных масс Абай не сумел. Отсюда Абай не мог до конца выяснить, какова же взаимозависимость общества, закона и личности. Исследуя отношение Абая к закону, мы приходим к убеждению, что он верил в его справедливость. Нарушение закона влекло несправедливость. Он, главным образом, обрушивается на тех, что нарушал закон, а до рассмотрения вопроса, кто, в чьих интересах издавал законы. Абай не дошел.[103]
Абай ненавидел и разоблачал правителей – взяточников, корыстолюбивых судей, невежественных мул, считал их злом на пути ко всенародному благоденствию. Основную силу, способную преодолеть зло, как многие, он видел в науке и просвещении, Раскрывая значение науки и просвещения для общества, он был убежден в их несовместимости со «злом, ложью, хвастовством, бездельем, мотовством». Эти черты казахского общества были ненавистны выдающемуся мыслителю, борьбу с ними он воспринимал как свой первостепенный долг. Расцвета науки, он считал, можно достичь, только постоянно трудясь и приобретая знания. Труд, затраченный на приобретение знаний, всегда благороден и плодотворен. Настойчивое стремление Абая привить молодежи любовь к учению и знаниям выражалось в постоянном обнажении пороков казахского общества, связанных, в первую очередь, с невежеством и темнотой. Изучив все стороны жизни казахского общества, Абай пришел к выводу, что победить эти пороки можно всем казахским обществом сообща. И хоть каждый человек – сам хозяин своей судьбы- но есть судьба всего народа в целом. Жить вне общества или быть лучше его невозможно. У Абая была четко выработанная точка зрения на взаимоотношения с другими народами, населяющими Россию. Основной принцип, которым он руководствовался при этом, был принцип уважения, дружбы и равноправия. «Человеку человечество друг», - заявил гуманист.[104] Политическая по своей глубокой сущности идея международной солидарности угнетенных масс и их единения на основе передовых достижений мировой культуры всегда находила свое философское осмысление и обоснование.
Нельзя разумеется, не считаться с тем, что Абай был прежде всего поэтом. Следовательно, и широким кругам общественности он был известен как поэт. И это справедливо.[105]
Умер Абай в 1904 г.,[106] не успев достигнуть полных шестидесяти лет. Весь казахский народ переживал это событие как свою собственную трагедию. Он был великим человеком, наследие которого еще долго будет служить кристально чистым и живительным родником духовного очищения не одного поколения людей.[107]
Причины перелома в войне на Тихом океане
В начальный период второй мировой войны внешняя политика Японии окончательно переориентировалось на южное, тихоокеанское направление. Ее идеологической основой стала концепция «Великого восточноазиатского пространства»
-
это было формирование единого военного, политического, экономического, культурного пространства в Юго-Восточной Ази ...
Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг
22 июня 1941 г. Германия совершила нападение на СССР. Сталин до последнего не верил, что Гитлер решится вести войну на два фронта.
Начало войны стало катастрофой для Красной Армии. Обескровленная репрессиями и в результате оперативно-стратегических промахов уже за первые три недели воины Красная Армия потеряла около 850 тыс. человек, 3 ...
Сравнительная характеристика жизни и деятельности С.Ю.Витте и П.А. Столыпина. Сравнительно-биографический очерк С.Ю.Витте и П.А. Столыпина
Некоторые события в жизни могут сильно изменить или повлиять на становление характера человека и, тем самым, поменять всю судьбу. Рассмотрев биографии С. Ю.Витте и П. А. Столыпина, мы сможем выяснить, как прошло их детство, как и почему они стали политиками, что, в конце концов, привело их к смерти.
Сравнение показывает, что у С.Ю.Витт ...