В конце XIX – начале XX века в экономически отсталой Венгрии Словакия являлась одной из относительно развитых частей этого государства в промышленном отношении. Оживление промышленного производства было характерно прежде всего для отраслей, связанных с сельским хозяйством. Сохраняли свои позиции горнодобывающая и горно-металлургическая отрасли. Промышленность Словакии развивалась за счет вложения венгерского, австро-немецкого и иностранного капиталов. В начале XX века увеличились чешские инвестиции. В 1912 г. Живностенский банк завладел крупнейшим словацким банком в Ружомбероке. Национальный словацкий, преимущественно торговый капитал вкладывался в основном в легкую индустрию, где преобладала масса мелких предприятий.
Экономика Словакии в целом оставалась аграрной. Росло число сельскохозяйственных рабочих в хозяйствах крупных помещиков, католической церкви. В результате разорения крестьян особенно в наиболее бедных горных районах, аграрного перенаселения, слабости городской инфрастуктуры в начале XX века начинается массовая эмиграция словаков в более благоприятные регионы Венгрии, в австрийскую часть монархии, заграницу, особенно в США.
В начале XX века наблюдается подъем рабочего движения. Создаются просветительные рабочие союзы и профсоюзные организации. В рамках образованной в 1890 г. Социал-демократической партии Венгрии постепенно формируется самостоятельное словацкое движение. В 1904 г. при поддержке чешских социалистов стали выходить "Словенске работницке листы" ("Словацкая рабочая газета"). Реформизм венгерской социал-демократии, общий рост национального самосознания в среде рабочих, федерализация социалистического движения в австрийской части монархии способствовали тому, что в январе 1905 г. состоялся первый съезд Словацкой социал-демократической партии в Венгрии. В принятой программе говорилось о необходимости просвещения трудящихся, пропаганды социалистических идей, введения всеобщего избирательного права, демократических свобод и др.
Особенность исторического развития словаков состояла в том, что и в начале XX в. у них шел процесс формирования национального самосознания, дальнейшего развития национальной идеологии. На рубеже XIX и XX веков наблюдается дифференциация словацкого национального лагеря, постепенно выделяются новые политические течения.
Словацкая национальная партия оставалась политическим формированием, не имевшим оформленной организационной структуры. В начале XX в. партия возвратилась к активной политической и общественной деятельности, приняв участие в выборах в венгерский парламент. Ядро Словацкой национальной партии составляли представители умеренного центра - мартинцы, - во главе которого находились П. Мудронь и М. Дула. Умеренно-консервативное крыло, идеологом которого был С.Г. Ваянский, в своем большинстве было русофильским. Причем русофильство являлось одним из элементов национальной идеологии, возникшим как политическая демонстрация в ответ на политику Вены и Будапешта по отношению к словакам. Несмотря на идеализацию внешней и внутренней политики России, самодержавия и славянофильства, мартинцы все меньше надежд питали на государственную помощь России, отстаивали принцип "национального самоуправления", поддерживали идею о преобразовании империи в "доброе и справедливое отечество", ее федерализации.
Наиболее сильным оказалось католическое течение. В 1912-1913 гг. оно организационно оформилось в клерикальную Словацкую народную партию, известную больше под названием "Людова". Она выражала интересы прежде всего словацкой католической иерархии, а также крестьянства, сельской интеллигенции. Лидером движения был Андрей Глинка (1864-1938), центром же политического католицизма стал г. Ружомберок.
Другим течением, оппозиционным по отношению к мартинцам, были "гласисты", представители либеральных взглядов. В 1898 г. они начали при финансовой поддержке чехов издавать журнал "Глас" ("Голос"). Поднимавшаяся словацкая буржуазия и молодая интеллигенция были заинтересованы в оживлении общественной жизни в Словакии. Либеральная группировка во главе с Вавро Шробаром (1867-1950) и Павлом Благо (1867-1927) не была сплоченным объединением. Гласисты связывали подъем словацкой национальной жизни с "нравственным возрождением" словацкого народа. В то же время они стремились к деловому сотрудничеству с чешской буржуазией. В области политики чешско-словацким отношениям много внимания уделял Милан Годжа (1878-1944), идеолог гласизма, основатель и редактор газеты "Словенски тыжденнник" ("Словацкий еженедельник"). Годжа стремился активизировать сельское население. Он, как и другие словацкие общественные деятели, выступал за введение всеобщего избирательного права, что могло увеличить число словацких депутатов в парламенте и усилить их влияние на политику правительства.
Планы и замыслы
Весной 1942 года после зимнего контрнаступления Красной армии на большей части советско-германского фронта установилось затишье. Стороны усиленно готовились к летним боям. Предприятия советской военной промышленности, переброшенные в конце 1941 на восток, в трудных условиях наращивали производство модернизированных или новых образцов во ...
Религиозные движения на Севере
Религиозные движения на Севере примыкали к старинным сектам и ересям, гуситам, лоллардам, вальденсам и носили характер более резкий в отношении римской церкви. Их сторонники тали не только церковный строй, но и учение Рима считали не только церковный строй, но и учение Рима уродливым наростом, искажением, сравнительно с чистым христиан ...
Личность Ивана
Грозного, как человека и государственного деятеля
Личность Ивана Грозного, по оценкам разных исторических исследователей¸ была очень неоднозначна. В нем сочетались, казалось бы несовместимые черты характера: «В его характере можно обнаружить византийскую изощренность, унаследованную им от отца и бабки – Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора. Необузданност ...