Термин «Украина» известен еще со времен феодальной раздробленности. Позже он стал собственным именем юго-западных русских земель. Впервые название Украина появилась в Киевской летописи под 1187 г. и касалось территории Переяславской, Киевской и Черниговской земель. Под 1189 г. Украиной именовалась также Галицкая земля, куда входили Галицкая земля, куда входили Галичина, Буковина, Покутье и Поднестровье вплоть до берегов Черного моря и устья Дуная. В Галицко-Волынской летописи под 1213 г. название «Украина» распространяется на Волынскую и Подольскую земли. Население стало называть эту местность Украиной (в значении «край», «краина»), а себя — украинцами. Вместе с этим названием существовало и традиционное — «Русь», «Русская земля» (например, Галицкая Русь, Карпатская Русь). Украинцы Карпатской Руси называли себя русинами.
На территории Юго-Западной Руси исторически сложились Киевская, Переяславская, Чернигово-Северская, Подольская, Волынская и Галицкая земли, а также Северная Буковина и Закарпатье. Именно на этой весьма большой территории в период феодальной раздробленности постепенно сформировалась украинская народность, первоосновой которой была древнерусская народность.
Историческим центром формирования украинской народности стало среднее Поднепровье (Киевщина, Переяславщина, Черниговщина), к которому тяготели другие земли Украины. Центром этого процесса оставался Киев.
Главными условиями формирования украинской народности были: осознание общности происхождения и собственного названия; четкое определение территории для проживания и производственной деятельности дальнейшее развитие земледелия, скотоводства, ремесел, промыслов, торговли, укрепление экономических и Политических связей между землями Украины; возникновение украинского языка для общения, самобытных черт культуры, быта и характера; стремление к единству в процессе нарастания' освободительной борьбы.
Украинская народность в процессе, своего формирования не. Литовские и польские феодалы прилагали усилия, чтобы разорвать давние связи земель Украины с Московским великим княжеством, к которому они тяготели как к объединительному центру. Согласно Кревской унии (1385) Польши и Литвы католическая церковь распространяла свое влияние не только на литовские, но и на белорусские и украинские земли. Это вызвало протест православного населения Литвы. Православная церковь Украины и Белоруссии выделялась в Киевскую митрополию, независимую от Московской. Нарушение религиозного единства создавало угрозу ослабления связей между братскими народами. Но украинцы и белорусы продолжали поддерживать связи с русскими.
Польские феодалы в течение длительного времени добивались объединения Польши и Литвы в одном государстве с целью укрепить свое господство, захватить новые земли. В конце концов, им удалось заручиться поддержкой влиятельных литовских, белорусских и украинских феодалов и добиться, чтобы сейм принял соответствующий государственный акт. На общем польско-литовском сейме (съезде) в Люблине в 1569 г. была провозглашена уния, согласно которой Великое княжество Литовское объединялось с Польским королевством в одно государство Речь Посполитую.
Вследствие этого белорусские земли остались под властью Литвы, а украинские земли перешли к Польше. Украина делилась на Волынское, Брацлавское, Киевское, Черниговское и Подольское воеводства. Западноукраинские земли входили в Русское и Белзское воеводства. Шляхетско-магнатские сеймики в воеводствах стали орудием господства как польских, так и украинских феодалов над населением Украины, где царил тягчайший социальный и национальный гнет. Началось захватническое колонизационное движение польских магнатов и шляхты на Украину, земельные богатства которой привлекали феодалов.
Польские феодалы, используя власть и религию, пытались лишить украинский народ его языка и культуры. Проводилась политика ополячивания и окатоличения бесправного населения Украины. Чтобы сохранить свои имения, украинские феодалы сами принимали католическую веру, отказывались от родного языка и культуры. В 1596 г. на церковном соборе в Бресте (Белоруссия) по инициативе иезуитов, магнатов и шляхты, польского правительства и с согласия украинских феодалов и значительной части высшего православного духовенства была провозглашена уния католической и православной церквей Украины и Белоруссии. Униатство несло украинскому и белорусскому народам лишение религии их предков, родного языка и культуры, угрозу разрыва духовных связей украинского народа с братским русским народом. Православная церковь оказалась вне закона, и Киевская митрополия стала униатской, подчиненной папе римскому. Польско-шляхетское правительство объявило унию обязательной для всех православных Речи Посполитой (украинцев и белорусов). Украинские крестьяне, мещане, казаки, часть шляхты, старшины и духовенства боролись против униатства. Эта борьба была составной частью освободительного движения украинского народа против польско-шляхетского господства.
Первые попытки разоружения
Идея разоружения во имя мира неоднократно возникала в истории человечества. Как одно из направлений государственной политики разоружение известно с 19 в. В 20 в., вследствие бурного развития военной техники, его роль многократно возросла. После двух разрушительных мировых войн разоружение стало важнейшим аспектом дипломатической деятель ...
Исаак Ньютон
НЬЮТОН (Newton) Исаак (4 января 1643, Вулсторп, близ Грантема, графство Линкольншир, Англия — 31 марта 1727, Лондон; похоронен в Вестминстерском аббатстве), один из основоположников современной физики, сформулировал основные законы механики и был фактическим создателем единой физической программы описания всех физических явлений на базе ...
Города. Магдебургское право. Положение городского населения
Опустошенные и обезлюдевшие во время монголо-татарского нашествия и золотоордынского ига, города Украины постепенно отстраивались, становились очагами ремесел, промыслов, торговли, культуры, политической жизни. В Галицко-Волынской земле были отстроены Галич, Владимир, Луцк, основан Львов. На Подолии новые замки-крепости появились в Каме ...