Термин «Украина» известен еще со времен феодальной раздробленности. Позже он стал собственным именем юго-западных русских земель. Впервые название Украина появилась в Киевской летописи под 1187 г. и касалось территории Переяславской, Киевской и Черниговской земель. Под 1189 г. Украиной именовалась также Галицкая земля, куда входили Галицкая земля, куда входили Галичина, Буковина, Покутье и Поднестровье вплоть до берегов Черного моря и устья Дуная. В Галицко-Волынской летописи под 1213 г. название «Украина» распространяется на Волынскую и Подольскую земли. Население стало называть эту местность Украиной (в значении «край», «краина»), а себя — украинцами. Вместе с этим названием существовало и традиционное — «Русь», «Русская земля» (например, Галицкая Русь, Карпатская Русь). Украинцы Карпатской Руси называли себя русинами.
На территории Юго-Западной Руси исторически сложились Киевская, Переяславская, Чернигово-Северская, Подольская, Волынская и Галицкая земли, а также Северная Буковина и Закарпатье. Именно на этой весьма большой территории в период феодальной раздробленности постепенно сформировалась украинская народность, первоосновой которой была древнерусская народность.
Историческим центром формирования украинской народности стало среднее Поднепровье (Киевщина, Переяславщина, Черниговщина), к которому тяготели другие земли Украины. Центром этого процесса оставался Киев.
Главными условиями формирования украинской народности были: осознание общности происхождения и собственного названия; четкое определение территории для проживания и производственной деятельности дальнейшее развитие земледелия, скотоводства, ремесел, промыслов, торговли, укрепление экономических и Политических связей между землями Украины; возникновение украинского языка для общения, самобытных черт культуры, быта и характера; стремление к единству в процессе нарастания' освободительной борьбы.
Украинская народность в процессе, своего формирования не. Литовские и польские феодалы прилагали усилия, чтобы разорвать давние связи земель Украины с Московским великим княжеством, к которому они тяготели как к объединительному центру. Согласно Кревской унии (1385) Польши и Литвы католическая церковь распространяла свое влияние не только на литовские, но и на белорусские и украинские земли. Это вызвало протест православного населения Литвы. Православная церковь Украины и Белоруссии выделялась в Киевскую митрополию, независимую от Московской. Нарушение религиозного единства создавало угрозу ослабления связей между братскими народами. Но украинцы и белорусы продолжали поддерживать связи с русскими.
Польские феодалы в течение длительного времени добивались объединения Польши и Литвы в одном государстве с целью укрепить свое господство, захватить новые земли. В конце концов, им удалось заручиться поддержкой влиятельных литовских, белорусских и украинских феодалов и добиться, чтобы сейм принял соответствующий государственный акт. На общем польско-литовском сейме (съезде) в Люблине в 1569 г. была провозглашена уния, согласно которой Великое княжество Литовское объединялось с Польским королевством в одно государство Речь Посполитую.
Вследствие этого белорусские земли остались под властью Литвы, а украинские земли перешли к Польше. Украина делилась на Волынское, Брацлавское, Киевское, Черниговское и Подольское воеводства. Западноукраинские земли входили в Русское и Белзское воеводства. Шляхетско-магнатские сеймики в воеводствах стали орудием господства как польских, так и украинских феодалов над населением Украины, где царил тягчайший социальный и национальный гнет. Началось захватническое колонизационное движение польских магнатов и шляхты на Украину, земельные богатства которой привлекали феодалов.
Польские феодалы, используя власть и религию, пытались лишить украинский народ его языка и культуры. Проводилась политика ополячивания и окатоличения бесправного населения Украины. Чтобы сохранить свои имения, украинские феодалы сами принимали католическую веру, отказывались от родного языка и культуры. В 1596 г. на церковном соборе в Бресте (Белоруссия) по инициативе иезуитов, магнатов и шляхты, польского правительства и с согласия украинских феодалов и значительной части высшего православного духовенства была провозглашена уния католической и православной церквей Украины и Белоруссии. Униатство несло украинскому и белорусскому народам лишение религии их предков, родного языка и культуры, угрозу разрыва духовных связей украинского народа с братским русским народом. Православная церковь оказалась вне закона, и Киевская митрополия стала униатской, подчиненной папе римскому. Польско-шляхетское правительство объявило унию обязательной для всех православных Речи Посполитой (украинцев и белорусов). Украинские крестьяне, мещане, казаки, часть шляхты, старшины и духовенства боролись против униатства. Эта борьба была составной частью освободительного движения украинского народа против польско-шляхетского господства.
Образование политических партий в России (конец XIX—
начале XX)
На определенном этапе общественного развития выдвигается па повестку дня необходимость создания организаций, объединяющих наиболее активных представителей различных классов или социальных групп, способных отстаивать интересы данной части населения. К началу XX в. человечество уже располагало таким опытом строительства политических парти ...
Россия в период «просвещенного» абсолютизма в России. Преобразовательная
деятельность Екатерины II.
В 1762 г. Екатерина провозглашена императрицей Екатериной 2.
Екатерина II, обладала незаурядными способностями к государственному управлению. Она быстро выучила русский язык, легко располагала к себе людей, умела подбирать себе помощников. Она была очень трудолюбивой и образованной. Её можно отнести к разряду выдающихся государственных ...
Искусство эпохи бронзы [1]
Наскальные рисунки -
ценнейший источник знаний современного человека о жизни других поколений в бесписьменные времена. Этот древнейший вид изобразительной деятельности донес до нас свидетельства сложного процесса формирования мировоззрения первобытных обществ. Рисунки эпохи бронзы широко распространены по всей территории Евразии. В каж ...