Политический режим, сложившийся стране в годы НЭПа, носил авторитарный характер. В реальной российской политике авторитаризм выражался в централизации власти, командном методе руководства, безусловном исполнении воли правящей компартии. Лидером, пользующимся безусловным авторитетом в партии был В. И. Ленин. Однако, в период его болезни (1922-1923) и особенно после смерти (21 января 1924) ситуация в верхних эшелонах власти значительно усложнилась. Ленин не оставил после себя преемника. С одной стороны сформировавшийся авторитарный режим остался без верхушки властной пирамиды. С другой стороны, политическая традиция большевизма официально отрицала вождизм, традиционно отождествляя это явление с народничеством. У партийных лидеров (Троцкого, Каменева, Зиновьева, Сталина, Бухарина) оставался единственный выход, чтобы разрешить эту проблему, - битва за единоличную власть. Эту битву выиграл член политбюро, бывший нарком по делам национальностей, генсек ЦК РКП(б) И. В. Сталин. Сразу же после смерти Ленина, стремясь упрочить свое положение, Сталин выступил инициатором так называемого «ленинского призыва» в партию. С февраля по август 1924 года в партию было принято 203 тыс чел, что увеличило ее состав в 1,5 раза. Интеллектуальный уровень партии резко упал. Исподволь, опираясь на отдельные высказывания Ленина, Сталин начинает подменять центральную идею большевизма - идею мировой рев-ции - на не менее эффективную теорию возможности строит-ва соц-ма в одной, отдельно взятой стране. Более того, дав партии эту новую установку, позволяющую выпутаться из щекотливой ситуации, когда пролетариат европейских стран не очень спешил совершать мировую рев-цию, Сталин указал на виновника создания этой неприятной для большевиков ситуации - Л. Д. Троцкого с его теорией «перманентной рев-ции» и предложениями об относительной демократизации правящей партии. Присвоив себе ф-ции главного блюстителя ленинизма, насаждая культ Ленина, Сталин тем самым, с одной стороны, укреплял вождистские настроения в партии и обществе, с другой - как бы автоматически переносил на себя и ленинский авторитет и те его кач-ва, которыми он сам не обладал
НЭП: идеология, политика, практика (20-е годы).
Внутреннее положение в стране в результате Гражданской войны и проведения политики “военного коммунизма” было крайне тяжелым: экономический кризис (сокращение производства, падение национального дохода и т. д., снижение уровня жизни народа); политический кризис (недовольство населения, особенно крестьянства, политикой правительства — пр ...
Педагогические идеи
Научные основы воспитания. Считал главнейшими составными алиментами познания: чувственное восприятие. Теоретические обобщения, и опытную проверку результатов. «Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем…». «Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения — есть лучший всех способ к изысканию прав ...
Жизнь и творчество Абая Кунанбева (1845 -1904гг)
Выдающийся казахский просветитель и демократ, поэт и мыслитель, основоположник казахской письменной литературы Абай оставил своим потомкам небольшое по количеству , но могучее по своему смыслу и содержанию наследие. Влияние этого наследия на развитие человеческого духа определяется не количеством строк его поэзии и прозы, а всей мощью т ...