На Вятке, не было постоянного войска, в случае военной опасности собиралось ополчение из всех способных носить оружие. А для военного промысла в соседние земли снаряжались дружины ушкуйников, которые были достаточно маневренными и боеэфективными боевыми единицами. Во главе ушкуйников, стояли выборные Ва…… этими дружинами, было совершено ряд набегов на враждебные земли.
В ответ на разорение Вятки царевичем Бектутом в 1391г. Вятчане в составе совместного с Новгородцами и устюжанами похода, взяли татарские города Жукотин и Казань "И вышедши на Волгу пограбита гостей всех и возвратимся" (Софийская летопись I, Типографская летопись, Рязанская летопись). Хотя не в одной летописи прямо не упоминается об участии в походе Вятчан, но исходя из того, что рать "…. . ….и ушкуях рекою Вяткой на низ…" можно заключить, что вятчане принимали в том походе непосредственное участие. С этого, по видимому, и началось участие вятчан в борьбе русского народа против татар. А то, что именно татар можно заключить из того, что в то время гостями, т.е. купцами на Волге были татары, болгары, армяне. А так, как были взяты Казань и татарский городок на Каме Жукотин, делаем вывод, что ушкуйный набег был направлен против татар в ответ на поход Бектута.
1467 г. "Вятчане в составе 120 человек ходили вогдличей совместно с Пермяками и захватили в плен выгульского князя Ясыну, которого привели на Вятку".
1436 г. Вятчане взяли устюжанский город Гладень (Тип. лет.)
1471 г. Известный поход Кости Юрьева на Сарай "…Взяли Сарай и погону бесчисленное множество и княгинь Сарайских" (Арх. лет.). "…Татар всех из сеногна, а сущее всё разграбили) (Соф. II).
Согласно легенде красиво, описанной Вятским краеведом Валерием Пономарёвым в книге "Тайна Вздерихина оврага, ушкуйники в этом походе применили военную хитрость. Они прикинулись купцами и были пущены в город. При этом они были вооружены засапожными ножами и боевыми топорами плевцами, спрятанными под одеждой. Татары оружия не видели и пустили их в город. Ночью вятчане подвергли город разрушению, освободили русских пленников, и ушли на своих судах, вверх по Волге. Операция удалась ещё и потому, что основные силы татар кочевали в одном пути от Сарая. Татары пытались перехватить ушкуйников, перегородив реку под Казанью в устье Камы, своими судами, но те успешно прорвались сквозь заслоны, используя речные протоки, и благополучно вернулись на Вятку. Благодаря этому походу сорвался поход хана Ахмата на Москву. Вятские оказали неоценимую услугу Великому князю Ивану III, занятому войной с Новгородом Великим. Приведённые летописные эпизоды говорят о высоком боевом опыте вятчан.
Профессор Эмаусский А.В. утверждает, что поход Кости Юрьева на Сарай был совершён с подачи великого князя Московского с целью отвлечь татар от похода на Москву, в то время, как Иван III совершал поход на Великий Новгород. В основе его войска по утверждению Эмеусского находились основные силы вятского войска. У Кости Юрского был лишь небольшой отряд отборных бойцов.
1476г. Царь Иброгим пришёл на Вятку "многоть под градом и татар побили Вятчане" (Русский временник). Как, видим вятчане успешно отразили нападение татар Ибрагима в 1476г. и совместно с устюжанами вышли на Каму "… и бесчисленно …. ,а иных пленили" (Русский временник).
"И множество их (татар) попленима, а вятские и устюжанские стран жителие также множество пленима козанских пределов татарские роды" (Рязанские летописи). Далее в 1476г. Ибрагим предпринимает ещё одну попытку пойти через Вятку на Устюг "… в мясопуст великий (великий пост) села и волости повоевал, а града не взял ни единого". Этот поход был предпринят Ибрагимом вследствие ложной вести, что московский князь был разбит Новгородцами. Когда он узнал, что Московский князь победил, то убежал в Казань. Вслед за ним по сообщению Софийской и Типографской летописей Великий князь
Иван III послал рать вятчан и устюжан под предводительством Василья Образца да Бориса Слепца на Казань. Вятчане с устюжанами вновь разбили татар на Каме и подступили к Казани. Ибрагим пошёл на мир с русскими "И послал царь казанский с челобитьем к великому князю, князь же великий пожаловал его" (Соф II).
Следует сказать, что вятские не смотря на договор с Ибрагимом о нейтралитете. В 1479 г. всё же пошли на него в качестве союзников Москвы, но с условием "коли пойдут под Казань братья князя, пойдём и мы". Они пошли воевать на стороне москалей лишь, когда убедились, что князь Московский действительно решил серьёзно разобраться с казанцами, а не просто подставить под удар вятчан. Это говорит о благоразумии Вятского правительства и о независимости Вятки. Хотя Вятская республика и обладала достаточной силой она всё таки не в состоянии была бороться одновременно с более сильными противниками татарами и москалями одновременно, поэтому вятчане выступили данной борьбе на стороне одной из противоборствующих сторон в качестве союзников, но полностью под власть Москвы не пошли. Сохраняя независимость, они передали часть своего войска в оперативное подчинение Московскому князю, и оказали неоценимую услугу Москве в борьбе с татарским игом.
Цивилизация майя
В течение I тысячелетия до н.э. в горной области Гватемалы возникло несколько городов-государств, влияние и торговые связи которых распространялись далеко за пределы современной Гватемалы. Около 300 н.э. перенаселенность или какая-то природная катастрофа вынудила большую группу майя переселиться дальше к северу, на равнину Петен. Эта об ...
Причины неудачи аграрной реформы
Пока шла революция, крестьяне почти не выходили из общины. Ходил слух, что тем, кто выйдет, не будет прирезки земли от помещиков. Но затем укрепление общинных земель пошло быстрее, тем более что власти всяческих к этому подталкивали. В 1908 году по сравнению с 1907 годом число укрепившихся домохозяев увеличилось в 10 раз и превысило пол ...
Хронологические рамки, задачи культурной революции и способы их реализации
Культурная революция социалистическая, революционный процесс духовного преобразования общества, составная часть социалистического строительства, создание социалистической культуры – высшей ступени в развитии мировой культуры, приобщение трудящихся к достижениям культуры.
Культурная революция направлена на превращение всех трудящихся в ...