На Вятке, не было постоянного войска, в случае военной опасности собиралось ополчение из всех способных носить оружие. А для военного промысла в соседние земли снаряжались дружины ушкуйников, которые были достаточно маневренными и боеэфективными боевыми единицами. Во главе ушкуйников, стояли выборные Ва…… этими дружинами, было совершено ряд набегов на враждебные земли.
В ответ на разорение Вятки царевичем Бектутом в 1391г. Вятчане в составе совместного с Новгородцами и устюжанами похода, взяли татарские города Жукотин и Казань "И вышедши на Волгу пограбита гостей всех и возвратимся" (Софийская летопись I, Типографская летопись, Рязанская летопись). Хотя не в одной летописи прямо не упоминается об участии в походе Вятчан, но исходя из того, что рать "…. . ….и ушкуях рекою Вяткой на низ…" можно заключить, что вятчане принимали в том походе непосредственное участие. С этого, по видимому, и началось участие вятчан в борьбе русского народа против татар. А то, что именно татар можно заключить из того, что в то время гостями, т.е. купцами на Волге были татары, болгары, армяне. А так, как были взяты Казань и татарский городок на Каме Жукотин, делаем вывод, что ушкуйный набег был направлен против татар в ответ на поход Бектута.
1467 г. "Вятчане в составе 120 человек ходили вогдличей совместно с Пермяками и захватили в плен выгульского князя Ясыну, которого привели на Вятку".
1436 г. Вятчане взяли устюжанский город Гладень (Тип. лет.)
1471 г. Известный поход Кости Юрьева на Сарай "…Взяли Сарай и погону бесчисленное множество и княгинь Сарайских" (Арх. лет.). "…Татар всех из сеногна, а сущее всё разграбили) (Соф. II).
Согласно легенде красиво, описанной Вятским краеведом Валерием Пономарёвым в книге "Тайна Вздерихина оврага, ушкуйники в этом походе применили военную хитрость. Они прикинулись купцами и были пущены в город. При этом они были вооружены засапожными ножами и боевыми топорами плевцами, спрятанными под одеждой. Татары оружия не видели и пустили их в город. Ночью вятчане подвергли город разрушению, освободили русских пленников, и ушли на своих судах, вверх по Волге. Операция удалась ещё и потому, что основные силы татар кочевали в одном пути от Сарая. Татары пытались перехватить ушкуйников, перегородив реку под Казанью в устье Камы, своими судами, но те успешно прорвались сквозь заслоны, используя речные протоки, и благополучно вернулись на Вятку. Благодаря этому походу сорвался поход хана Ахмата на Москву. Вятские оказали неоценимую услугу Великому князю Ивану III, занятому войной с Новгородом Великим. Приведённые летописные эпизоды говорят о высоком боевом опыте вятчан.
Профессор Эмаусский А.В. утверждает, что поход Кости Юрьева на Сарай был совершён с подачи великого князя Московского с целью отвлечь татар от похода на Москву, в то время, как Иван III совершал поход на Великий Новгород. В основе его войска по утверждению Эмеусского находились основные силы вятского войска. У Кости Юрского был лишь небольшой отряд отборных бойцов.
1476г. Царь Иброгим пришёл на Вятку "многоть под градом и татар побили Вятчане" (Русский временник). Как, видим вятчане успешно отразили нападение татар Ибрагима в 1476г. и совместно с устюжанами вышли на Каму "… и бесчисленно …. ,а иных пленили" (Русский временник).
"И множество их (татар) попленима, а вятские и устюжанские стран жителие также множество пленима козанских пределов татарские роды" (Рязанские летописи). Далее в 1476г. Ибрагим предпринимает ещё одну попытку пойти через Вятку на Устюг "… в мясопуст великий (великий пост) села и волости повоевал, а града не взял ни единого". Этот поход был предпринят Ибрагимом вследствие ложной вести, что московский князь был разбит Новгородцами. Когда он узнал, что Московский князь победил, то убежал в Казань. Вслед за ним по сообщению Софийской и Типографской летописей Великий князь
Иван III послал рать вятчан и устюжан под предводительством Василья Образца да Бориса Слепца на Казань. Вятчане с устюжанами вновь разбили татар на Каме и подступили к Казани. Ибрагим пошёл на мир с русскими "И послал царь казанский с челобитьем к великому князю, князь же великий пожаловал его" (Соф II).
Следует сказать, что вятские не смотря на договор с Ибрагимом о нейтралитете. В 1479 г. всё же пошли на него в качестве союзников Москвы, но с условием "коли пойдут под Казань братья князя, пойдём и мы". Они пошли воевать на стороне москалей лишь, когда убедились, что князь Московский действительно решил серьёзно разобраться с казанцами, а не просто подставить под удар вятчан. Это говорит о благоразумии Вятского правительства и о независимости Вятки. Хотя Вятская республика и обладала достаточной силой она всё таки не в состоянии была бороться одновременно с более сильными противниками татарами и москалями одновременно, поэтому вятчане выступили данной борьбе на стороне одной из противоборствующих сторон в качестве союзников, но полностью под власть Москвы не пошли. Сохраняя независимость, они передали часть своего войска в оперативное подчинение Московскому князю, и оказали неоценимую услугу Москве в борьбе с татарским игом.
Крестьянские повинности
и выкуп земли
За отводимый надел назначался соответственный оброк или соответственное количество барщинной работы. Высшему наделу по каждой местности соответствовал и высший размер оброка с подушного надела участка[18].
Если сельское общество получало от землевладельца надел низшей нормы, то соответственно этому уменьшался и подушный оброк.
Любопыт ...
Реформирование экономики Японии 1947-1970гг.
Промышленное производство в Японии к концу войны сократилось в 10 раз по сравнению с довоенным уровнем. Однако уже с 1950г. по 1970г. среднегодовые темпы роста промышленного производства составили около 15%.
В чем заключаются причины хозяйственных успехов Японии ?
1). Особый характер и особые условия обновления основного капитала. В ...
структура власти
В силу юнкерски-буржуазного монархического характера государства на протяжении первых двух десятилетий в стране существовал немецкий вариант бонапартистской диктатуры, воплощавшийся в лице имперского канцлера Отто фон Бисмарка, который одновременно был и прусским министром – президентом.
Типичным проявлением бисмарковского бонапартизма ...