Шарль Морис Талейран остался в памяти поколений «серым кардиналом». Этот человек всегда оставался как бы на втором плане, никогда не претендуя на пальму первенства. Он сознательно не стремился в лидеры. Но всегда оставаясь в тени, он зачастую вершил судьбы людей и целых народов. Его кляли за безудержную алчность и жадность, и, презирая и ненавидя его всей душой за его готовность продать, если надо вчерашнего друга и покровителя, одновременно считались с ним, ибо не могли без него обойтись.
Таким образом, Шарль Морис Талейран – личность неоднозначная, и поэтому неоднозначны его оценки историками.
Полная уверенность в себе, его способность с безмятежным челом и высоко поднятой головой шествовать по жизненному пути, милостиво, как нечто само собой разумеющееся, собирая дань почтения, сбивала с толку, приводила в недоумение многих. Люди, не любившие и не уважавшие Талейрана, терялись и недоумевали иной раз перед этим абсолютным аморализмом Талейрана, соединенным с совершеннейшим спокойствием духа и сознанием какой-то мнимой своей правоты. Казалось, что Талейран чувствует себя не реально действующим лицом, а кем-то вроде зрителя, стороннего созерцателя происходивших не без его участия событий.
Другие, оценивая деятельность этого человека не с моральной, а с позиции объективных результатов его деятельности говорят о том, что не понимают, за что люди упрекают его. Да, он последовательно менял партии и правительства. Но он не просто предавал их, а только покидал, когда они погибали. Он раньше всех понимал, что их сердце перестало биться и уходил к наследнику, когда другие еще какое-то время продолжали слепо служить трупу.
В любом случае, Талейран служил Франции – он просто не отождествлял понятие «страна» и «государство». Франция – это страна, а государство – это режим. Что благородней – служить стране или режиму, Франции или конкретному человеку?
Завершить рассказ об этой безусловно неординарной и яркой личности хочется словами самого Талейрана: «Я ничуть не упрекаю себя в том, что служил всем режимам, от Директории до времени, когда я пишу, потому что я остановился на идее служить Франции, как Франции, в каком бы положении она не была».[10]
Примечания
[1] Из мемуаров Талейрана // Тарле Е. Талейран. М., 1993. С. 276 – 285.
[2] Тарле Е. Талейран. М., 1993.
[3] Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М., 2002.
[4] Тарле Е. Указ. соч.
[5] Там же.
[6] Манфред А.З. Указ. соч.
[7] Тарле Е. Указ. соч.
[8] Там же.
[9] Из мемуаров Талейрана // Тарле Е. Талейран. М., 1993. С. 276 – 285.
[10] Там же.
Стинг
Стинг часто не может заснуть ночами, особенно после перелетов, а летать ему приходится много. Он ходит по дому, заглядывает в спальни детей, усаживается где-нибудь в гостиной и, глядя на сияющие пепельницы, жалеет, что не курит. Потом, наконец ложится в постель и таращится в темноту. Он говорит, что в такие моменты ему иногда становится ...
Население и религия.
Население Египта сегодня превышает 65 млн.человек и ежегодно возрастает на 1,3 млн. В Каире сейчас живут 17 млн человек, что соизмеримо с численностью населения в 50-х годах. Арабизированные потомки древних египтян составляют 90% населения. К этническим меньшинствам относятся нубийцы, а также бедуины и другие кочевые племена. 80% насел ...
Развитие сельского хозяйства. Усиление
крепостничества
Сельских жителей в ХIV-ХV вв. называли «люди», «сироты», «изорники», «смерды». С XV в. их все чаще именуют «крестьяне», то есть «христиане». Они были: черносошные, жившие на государственных землях и несшие повинности в пользу великого князя – «тягло», и владельческие, сидевшие на землях феодала, платившие ему оброк и несшие барщину. Пос ...