Ст. 4 Конституции Германской империи 1871 г. установила, что «издание основ гражданского, уголовного и процессуального законодательства относятся к исключительной компетенции империи». Во исполнение этого положения уже в мае 1871 г. на территории империи начало действовать Уголовное уложение Германской империи, воспринявшее нормы Уголовного уложения Северо–Германского союза 1870г.
Непосредственным же автором УК 1871 г. стал германский правовед Адольф Леонард. Уголовное уложение Германской империи 1871 г. состояло из трех частей:
В первой части содержались положения о разграничении преступлений, проступков и полицейских нарушений; об ответственности германских граждан в случае совершения правонарушений за границей. Во второй части излагались общие вопросы уголовного права: о стадиях преступления, о соучастии, о смягчающих и отягощающих обстоятельствах.
Третья книга представляла собой Особенную часть, закрепив конкретные виды преступлений и наказаний. Все преступные деяния подразделялись уложением на несколько видов: государственные – оскорбление императора и местных государей, фальшивомонетничество, основание тайных организаций, незаконное противодействие применению законов и проч.;
преступления против религии;
преступления против личности и против собственности;
полицейские нарушения – изготовление печатей, нарушения правил выезда за границу, хранение оружия и проч.
Уложение обязывало каждого немца содействовать полиции.
Уложением были предусмотрены следующие наказания: смертная казнь, заключение в рабочем доме, арест, ограничение в правах, тюремное заключение, помещение в крепость, штраф, конфискация имущества.
Основной целью наказания было устрашение. Самым суровым образом каралось нарушение существующего строя Германской империи. В ст.80 и 81 как государственная измена квалифицировались убийство императора, попытка насильственного изменения государственного устройства империи, изменение порядка престолонаследования. За одно лишь публичное выступление или распространение сочинений с целью побудить к одному из указанных деяний виновный лишался свободы на срок до 10 лет. Произнесение речей на собрании, распространение сочинений или изображений, которые подстрекали к неповиновению законам или иным постановлениям властей, наказывались большим штрафом или тюремным заключением до двух лет. В ст.116 предусматривалась суровая уголовная ответственность для лиц, которые собирались в публичных местах и не расходились после трехкратного приказа должностных лиц. Если последними было оказано сопротивление, то они наказывались как бунтовщики. Несмотря на строгость, УК 1871г. воспринял и отдельные либеральные тенденции. Так, применение смертной казни в качестве меры наказания в мирное время допускалось лишь в двух случаях: за государственную измену и за спланированное умышленное убийство. В отличие от уголовных законов отдельных германских государств УК Германской империи исключал применение телесных наказаний, рассматриваемых как пережиток средневековья.
Социально-экономические причины, идеологические и политические предпосылки
движения
После прекращения боевых действий на европейском театре в Китае стали все громче раздаваться голоса о необходимости решить на мирной конференции вопрос не только о возвращении Китаю как участнику войны на стороне Антанты бывших колониальных владений в Шаньдуне, но и о ликвидации всей системы неравноправных договоров держав с Китаем и п ...
Колониальная политика императора Вильгельма II (1888-1914 гг.)
В июне 1888 года после непродолжительного правления своего отца, Фридриха III, на престол в возрасте 29 лет вступает Вильгельм II и объявляет себя наследником принципов правления своего деда, Вильгельма II (38; с. 89).
«Почти неисчерпаемые сокровища любви, уважения к конституционной власти, которые Вильгельм I оставил своему внуку, дел ...
Религиозные движения на Севере
Религиозные движения на Севере примыкали к старинным сектам и ересям, гуситам, лоллардам, вальденсам и носили характер более резкий в отношении римской церкви. Их сторонники тали не только церковный строй, но и учение Рима считали не только церковный строй, но и учение Рима уродливым наростом, искажением, сравнительно с чистым христиан ...