В конце 1905 года студенческие сходки всё чаще посещают рабочие и революционно настроенная интеллигенция. Сходки превращаются в общенародные митинги, на которых обсуждаются важнейшие политические проблемы, вопросы тактики пролетариата и его партии. Основную помощь в этом оказало революционно настроенное студенчество.
Об одном из таких митингов, состоявшемся в Политехническом институте 9 октября, на котором присутствовало до 3 тысяч студентов и рабочих, а речи «носили исключительно революционный характер», с тревогой сообщал петербургский генерал-губернатор Трепов. Под влиянием развернувшейся в стране октябрьской Всероссийской политической стачки студенческое движение в стране ещё больше выросло. На сходке 13 октября 1905 года студенты постановили с 14 октября прекратить занятия в знак солидарности с бастующими петербургскими рабочими. Таким образом, с 14 октября 1905 года учебные занятия в институтах вновь прекратились. 16 октября специальная телеграмма правительства объявила о закрытии Политехнического института. Но митинги в институтских аудиториях продолжались. [12]
Однако, несмотря на «обещание» свобод, данное в манифесте 17 октября, царское правительство посылало войска, чтобы срывать митинги в вузах. Многие институты города были закрыты. Занятия, прерванные в октябре 1905, не возобновлялись вплоть до наступления нового учебного года.
Чтобы дать отпор черносотенной реакции и полиции, по призыву большевиков рабочие Выборгского района начали вооружаться. В боевых дружинах принимали участие студенты Политехнического и Лесного институтов. Так прошёл революционный 1905-й год
В условиях спада революции после поражения Декабрьского вооружённого восстания большое значение для студенческого движения имело использование всех легальных возможностей. Осенью 1906 года в ряде вузов Петербурга студенческая молодёжь пытается организовать свой представительный орган. Сама возможность этой попытки являлась реальным завоеванием 1905 года и продолжавшейся в стране революционной борьбы трудящихся. В дореволюционный период подобная попытка была бы обречена на провал.[13]
Таким образом, несмотря на постепенное отступление революции, в студенческих слоях продолжалось революционное, демократическое движение студенчества. Здания институтов и общежитий широко использовались для революционной пропаганды. [14]
Как уже упоминалось, боевая дружина возникла в организации еще в 1905 году в ответ на разгул черносотенцев. Значительное усиление деятельности боевой организации произошло в 1906-1907 гг. По воспоминаниям старых большевиков петербургские дружинники в июле-августе 1906 года собирались преимущественно в лесу, в Лесном, а иногда и в Лигове. В Петербурге местом сбора «служили столовые Университета, Политехнического института, Лесного института, а в особенности Технологического института».
Быстрый рост боевой организации потребовал от партии создания специальной школы для обучения дружинников необходимым навыкам военно-боевой работы. В этих целях была создана центральная инструкторская школа-лаборатория. Её занятия проходили в различных вузах Петербурга, и, в частности, Политехническом институте. Революционное студенчество и его организации оказывали школе всяческое содействие.[15]
3 июня 1907 года после, так называемого, третьеиюньского переворота, когда царь разогнал Вторую Государственную думу, в России окончательно утвердилась реакция. 11 июня 1907 года правительством были составлены новые ещё более суровые правила и в отношении высших учебных заведений страны. В среде демократически настроенной интеллигенции России начали появляться настроения упадка и пессимизма. Начался массовый отток в социал-демократическом движении. Социал-демократическая группа прекратила существование. Отсутствие национальной идеи, потребительские настроения, разброд, шатания и уныние охватило передовую молодежь и интеллигенцию. Участились самоубийства.[16]
В послереволюционный период студенческие организации всё более расширялись. О социальном составе студенчества свидетельствуют данные анкеты 1909 года, организованной институтской кассой взаимопомощи. Из числа опрошенных на долю детей буржуазии и помещиков приходилось 35 %, на долю трудовой интеллигенции - 55 % и на долю детей рабочих и крестьян - 10 %. По своим политическим симпатиям 23 % студентов примыкали к социал-демократам: 16,8 % - к народникам; 15,5 % - к кадетам; 2,2 % - к октябристам; 2,8 % - к правым и т.д., 28,2 % - назывались беспартийными. Несмотря на то, что каждый очередной прием в институты тщательно контролировался полицией, в институты активно поступали представители демократически настроенных слоев населения. Студенчество не только овладевало науками, оно продолжало живо откликаться на революционные события, которые заметно оживились со второй половины 1910 года. Архивные документы и воспоминания участников свидетельствуют о том, что в конце 1910 года в Петербурге вновь возродилась студенческая социал-демократическая фракция. В ноябре 1910 года состоялись студенческие демонстрации по случаю смерти Л. Н. Толстого. Студенты были среди участников демонстраций. В декабре 1910 года в Петербургском университете состоялась многолюдная студенческая сходка. В разгар обсуждения в чертежную ворвался полицейский пристав и приказал немедленно разойтись. На это председательствующий студент Петрашкевич заявил приставу, что он, председатель, слово приставу не давал и предложил продолжить собрание. На этой сходке было принято постановление о прекращении учебных занятий на три дня как протест против жестокостей царских властей по отношению к политическим заключённым. Под нажимом полиции Петрашкевич был исключен из института. Хроника выступлений студентов университета свидетельствует о нарастании настроений протеста.
Особенности цивилизационного развития России в конце 19 начале20 вв.
Революция 1905 г. и реформы в Росси в начале 20 в.
В результате капиталистического развития России, ускоренной монополизации ее экономики в сложных условиях многоукладности и искусственного сдерживания государственной властью развития рыночных отношений в стране обострились старые проблемы и возникли новые. Тяжелое положение рабочего класса, нерешенность аграрного и национального вопрос ...
Результаты реформы
Реформы, проводимые в России, вызывались старыми причинами и имели дальние цели. Последние 4-5 лет перед первой мировой войной стали периодом ощутимого прорыва во многих отраслях хозяйства, всестороннего прогресса в различных сферах общественной деятельности. Два обильных урожая 1909 и 1910 годов стимулировали хозяйственное развитие. В ...
Внешняя торговля
Внешняя торговля, имея существенное значение для благосостояния государства, определяла и некоторые направления внешней политики России. К ликвидации Татарского ханства, например, побуждали и торговые интересы. Казань держала в руках Волжский путь, который вел на Восток - в Персию и Среднюю Азию, за Урал, в Сибирь. В 1552 году Казань па ...