В конце 1905 года студенческие сходки всё чаще посещают рабочие и революционно настроенная интеллигенция. Сходки превращаются в общенародные митинги, на которых обсуждаются важнейшие политические проблемы, вопросы тактики пролетариата и его партии. Основную помощь в этом оказало революционно настроенное студенчество. Новости кубани и краснодара: последние новости независимое сми кубани yug-24.ru.
Об одном из таких митингов, состоявшемся в Политехническом институте 9 октября, на котором присутствовало до 3 тысяч студентов и рабочих, а речи «носили исключительно революционный характер», с тревогой сообщал петербургский генерал-губернатор Трепов. Под влиянием развернувшейся в стране октябрьской Всероссийской политической стачки студенческое движение в стране ещё больше выросло. На сходке 13 октября 1905 года студенты постановили с 14 октября прекратить занятия в знак солидарности с бастующими петербургскими рабочими. Таким образом, с 14 октября 1905 года учебные занятия в институтах вновь прекратились. 16 октября специальная телеграмма правительства объявила о закрытии Политехнического института. Но митинги в институтских аудиториях продолжались. [12]
Однако, несмотря на «обещание» свобод, данное в манифесте 17 октября, царское правительство посылало войска, чтобы срывать митинги в вузах. Многие институты города были закрыты. Занятия, прерванные в октябре 1905, не возобновлялись вплоть до наступления нового учебного года.
Чтобы дать отпор черносотенной реакции и полиции, по призыву большевиков рабочие Выборгского района начали вооружаться. В боевых дружинах принимали участие студенты Политехнического и Лесного институтов. Так прошёл революционный 1905-й год
В условиях спада революции после поражения Декабрьского вооружённого восстания большое значение для студенческого движения имело использование всех легальных возможностей. Осенью 1906 года в ряде вузов Петербурга студенческая молодёжь пытается организовать свой представительный орган. Сама возможность этой попытки являлась реальным завоеванием 1905 года и продолжавшейся в стране революционной борьбы трудящихся. В дореволюционный период подобная попытка была бы обречена на провал.[13]
Таким образом, несмотря на постепенное отступление революции, в студенческих слоях продолжалось революционное, демократическое движение студенчества. Здания институтов и общежитий широко использовались для революционной пропаганды. [14]
Как уже упоминалось, боевая дружина возникла в организации еще в 1905 году в ответ на разгул черносотенцев. Значительное усиление деятельности боевой организации произошло в 1906-1907 гг. По воспоминаниям старых большевиков петербургские дружинники в июле-августе 1906 года собирались преимущественно в лесу, в Лесном, а иногда и в Лигове. В Петербурге местом сбора «служили столовые Университета, Политехнического института, Лесного института, а в особенности Технологического института».
Быстрый рост боевой организации потребовал от партии создания специальной школы для обучения дружинников необходимым навыкам военно-боевой работы. В этих целях была создана центральная инструкторская школа-лаборатория. Её занятия проходили в различных вузах Петербурга, и, в частности, Политехническом институте. Революционное студенчество и его организации оказывали школе всяческое содействие.[15]
3 июня 1907 года после, так называемого, третьеиюньского переворота, когда царь разогнал Вторую Государственную думу, в России окончательно утвердилась реакция. 11 июня 1907 года правительством были составлены новые ещё более суровые правила и в отношении высших учебных заведений страны. В среде демократически настроенной интеллигенции России начали появляться настроения упадка и пессимизма. Начался массовый отток в социал-демократическом движении. Социал-демократическая группа прекратила существование. Отсутствие национальной идеи, потребительские настроения, разброд, шатания и уныние охватило передовую молодежь и интеллигенцию. Участились самоубийства.[16]
В послереволюционный период студенческие организации всё более расширялись. О социальном составе студенчества свидетельствуют данные анкеты 1909 года, организованной институтской кассой взаимопомощи. Из числа опрошенных на долю детей буржуазии и помещиков приходилось 35 %, на долю трудовой интеллигенции - 55 % и на долю детей рабочих и крестьян - 10 %. По своим политическим симпатиям 23 % студентов примыкали к социал-демократам: 16,8 % - к народникам; 15,5 % - к кадетам; 2,2 % - к октябристам; 2,8 % - к правым и т.д., 28,2 % - назывались беспартийными. Несмотря на то, что каждый очередной прием в институты тщательно контролировался полицией, в институты активно поступали представители демократически настроенных слоев населения. Студенчество не только овладевало науками, оно продолжало живо откликаться на революционные события, которые заметно оживились со второй половины 1910 года. Архивные документы и воспоминания участников свидетельствуют о том, что в конце 1910 года в Петербурге вновь возродилась студенческая социал-демократическая фракция. В ноябре 1910 года состоялись студенческие демонстрации по случаю смерти Л. Н. Толстого. Студенты были среди участников демонстраций. В декабре 1910 года в Петербургском университете состоялась многолюдная студенческая сходка. В разгар обсуждения в чертежную ворвался полицейский пристав и приказал немедленно разойтись. На это председательствующий студент Петрашкевич заявил приставу, что он, председатель, слово приставу не давал и предложил продолжить собрание. На этой сходке было принято постановление о прекращении учебных занятий на три дня как протест против жестокостей царских властей по отношению к политическим заключённым. Под нажимом полиции Петрашкевич был исключен из института. Хроника выступлений студентов университета свидетельствует о нарастании настроений протеста.
Майкл Фарадей
ФАРАДЕЙ, МАЙКЛ (Faraday, Michael) (1791-1867), английский физик. Родился 22 сентября 1791 в предместье Лондона в семье кузнеца. С 12 лет работал разносчиком газет, затем учеником в переплетной мастерской. Занимался самообразованием, читал книги по химии и электричеству. В 1813 один из заказчиков подарил Фарадею пригласительные билеты на ...
Влияние русской революции 1905 г. Подъем освободительной борьбы
монгольского народа
В конце XIX — начале XX в. в Монголии обостряются социальные противоречия.
К этому времени решающее значение приобрела тенденция превращения Монголии в сырьевой придаток мирового капиталистического рынка. В связи с этим изменились масштабы и методы деятельности китайского торгово-ростовщического капитала, превратившегося в компрадорску ...
Процесс становления буржуазного государства
Германия представляла собой конгломерат, состоящий из множества государственных образований, каждое из этих образований имело собственный суверенитет, монархов, но ни одно из них не имело представительских учреждений. В таких условиях Германия сохраняла лишь единое название. С началом эпохи буржуазных революций Германия оказалась включе ...