Выбранная мной тема представляет большой интерес для ученых, занимающихся историей Киевской Руси, и имеет большое значение при изучении законодательства нашей страны, а так же социально-экономической сферы жизни общества, так как, характеризуя вотчину, затрагивается и хозяйственный аспект и юридический.
В настоящее время в исторической науке наряду с работами, раскрывающими либо общие вопросы развития законодательства на Руси, нередко встречаются и те, в которых описывается социально-экономическое устройство государства, однако многие из них представляют собой обобщенную характеристику хозяйства вотчины, а большее внимание уделяется социальному расслоению общества. Исходя из выше указанного, можно сделать вывод, что данная тема нуждается в более глубоком исследовании и анализе имеющихся источников.
Основными источниками можно считать редакции Руссой Правды, а именно Краткую Русскую Правду (по Академическому списку) и Пространную Русскую Правду (по Троицкому списку второй половины XIV в.).
В Краткую редакцию входят две составные части: Правда Ярослава ( или Древнейшая) и Правда Ярославичей - сыновей Ярослава Мудрого. Правда Ярослава включает - первые 18 статей Краткой Правды и целиком посвящена уголовному праву. Скорее всего, она возникла во время борьбы за престол между Ярославом и его братом Святополком (1015-1019 гг.).
Правда Ярославичей включает статьи 19-43 Краткой Правды (Академический список). В ее заголовке указано, что сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии крупнейших лиц из феодального окружения. В текстах есть уточнения, из которых можно заключить, что сборник утвержден не ранее года смерти Ярослава (1054 г.) и не позднее 1072 г. (год смерти одного из его сыновей).
Со второй половины ХI в. стала формироваться Пространная Правда (121 статья по Троицкому списку), сложившаяся в окончательном варианте в ХП в. По уровню развития правовых институтов, социально-хозяйствейному содержанию это уже весьма развитой памятник права. Наряду с новыми постановлениями он включал и видоизмененные нормы Краткой Правды. Пространная Правда состоит как бы из объединенных единым смыслом групп статей. Впервые текст Русской Правды был подготовлен к печати В.Н. Татищевым в 1738г.
Основную информацию об устройстве и хозяйстве вотчины нам дает Краткая Русская Правда, однако Пространная Правда в большей своей части дублирует положения Краткой Русской Правды, но именно в Пространной Русской Правде можно проследить изменения, которые произошли в хозяйстве за столь незначительный период времени.
Существует замечательная литература, посвященная Древнерусскому государству, где так же достаточно хорошо исследован и вопрос социально-экономического развития Руси. К одной из таких работ можно отнести монографию Б.Д. Грекова «Киевская Русь». Автор был советским историком, членом академии наук СССР, а так же директором института истории в Москве. Это сочинение явилось своеобразным итогом многолетней деятельности Грекова, как в уже названной работе, так и другой работе «Краткий очерк истории русского крестьянства»[1], он делал упор на значимость сельскохозяйственной деятельности в государственном строе Древней Руси, нежели важность коммерческих отношений[2].
Не маловажен и труд Б.А.Рыбакова «Киевская Русь и первые княжества XII-XIIвв.»[3], где наряду с основной темой работы, так же уделено внимание феодальной вотчине, её устройству. В другой книге Рыбакова «Первые века русской истории»[4], академик воссоздал картину становления государственности у восточных славян, и не обошёл стороной и вопрос о хозяйстве в Древнерусском государстве, так же как Греков отдавал главную роль земледелию.
Большой вклад в изучение истории Киевской Руси внёс И.Я. Фроянов. В своей работе «Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории»[5], он отказался от господствовавшего в советской историографии представления о классовом и феодальном характере Руси, и показал, что в древней Руси крупное частное землевладение было развито слабо и базировалось на труде рабов, а не феодальнозависимых людей, которых среди всего населения было чрезвычайно мало (часть смердов). Не маловажную роль в изучении хозяйства занимает другой труд И.Я. Фроянова «Киевская Русь. Очерки отечественной историографии»[6], в котором второй очерк посвящен хозяйственным занятиям населения Киевской Руси в советской историографии.
Особенности дипломатии Талейрана
Каково было отличие талейрановской дипломатии от деятельности его предшественников, старых виртуозов этого искусства? В немногих словах это отличие может быть охарактеризовано так: Талейран был дипломатом восходящего буржуазного класса начинавшегося периода буржуазного владычества, победоносного наступления капитала и окончательного кру ...
Внешняя политика России в первой половине XIX в.
Участие Башкортостана в Отечественной войне 1812 г
К началу XIX в. Россия превратилась в крупную мировую державу, обладавшую сильной армией, насчитывавшей около 500 тыс. человек. Со многими государствами Европы, Османской империей и США были Установлены постоянные дипломатические отношения.
Главным противоречием в международных отношениях в XIX в. оставалась борьба Англии и Франции за ...
Государственно-церковные отношения в системе взглядов представителей «почвенничества»
В пореформенный период старое славянофильство трансформируется в так называемое почвенничество. Видными представителями консервативной политической идеологии в рассматриваемый период являлись Николай Яковлевич Данилевский (1822 – 1885), Фёдор Михайлович Достоевский (1821 – 1881), Константин Николаевич Леонтьев (1831 – 1891), Фёдор Ивано ...